19 июля 2016 г.
Столица Италии собрала в себе столь богатое культурное наследие, что не хватит и множества книг, чтобы описать каждый из драгоценных шедевров, не хватит и времени, чтобы познакомиться со всеми красотами Рима, даже в долгой туристической поездке. Но есть в городе на семи холмах особенно значимые достопримечательности. Одна из них — лестница Кордоната, ведущая на Капитолийский холм, где в античности располагался древний Капитолий. Лестница — творение эпохи великого Возрождения, как и весь ансамбль нового Капитолия, она была создана гением Микеланджело. Кордоната ведет по своим мраморным ступеням, провожая туриста наверх, на площадь Кампидольо. В этом месте, где в иные века находился храм Юпитера, на самой вершине холма находится Базилика Санта-Мария-ин-Арачели — церковь, игравшая особенную роль в средневековом Риме. Одно из ранних произведений Микеланджело, «Мадонна у лестницы», словно предварит создание мастером величественных сооружений на холме, ведущем к церкви святой Марии. В музейном комплексе Капитолия расположены обширные художественные галереи.
Церковь Санта-Мария-ин-Арачели
С Капитолийского холма открывается вид на античные памятники, некогда бывшие средоточием римской жизни. Курия, служившая местом заседаний сената, Триумфальная арка — памятник военных побед Септимия Севера, высокие столбы — остатки храма Диоскуров. И хотя храм Диоскуров не сохранился, во время средневековых раскопок были найдены две статуи этих братьев-близнецов, и ныне они стоят на самой вершине лестницы Кордоната, установленные по поручению Микеланджело. Вдохновенный мастер приложит много усилий к созданию других римских шедевров, величественный собор святого Петра — совокупное творение самых выдающихся инженеров, архитекторов, скульпторов и художников, живших, как во времена Ренессанса, так и в античности, будет окончательно достраиваться по его рисункам.
Лестница Кордоната и статуи Диоскуров
На другом холме, небольшом Пинчо, не входящем в число великих семи холмов Рима, но не менее значимом, расположена церковь Тринита-деи-Монти. К ней ведут ступени Испанской лестницы, относящейся к эпохе роскошного барокко. Лестница берет свое начало на площади Испании и была построена в 1725 году. Барочный шедевр долгое время существовал лишь в проекте, и сохранил историю интриг и противостояния монархов, романтически увековеченных в произведениях Александра Дюма. Церкви на вершине холма оказывали свое покровительство короли Франции, а на площади находилось посольство их родственников, королей Испании. По замыслу французского дипломата Этьена Геффье, площадь и холм должны были быть соединены лестницей. В завещании Гефье, на осуществление проекта была оставлена крупная сумма из личных средств дипломата. Завещанием живо заинтересовался Кардинал Мазарини, и пожелал установить на вершине лестницы статую короля Франции, в то время молодого Людовика XIV. Но этому не суждено было сбыться до самой кончины монарха, на проект наложил свой запрет римский папа. Обескураженный такими своенравными планами, владыка Ватикана счел невозможным иметь статую короля в своих владениях. Запрет со стороны понтифика мог сыграть свою роль среди множества причин, по которым Людовик XIV, разделявший идеи галликанства, попытается стать независимым от власти Ватикана. Окончательный вариант лестницы был утвержден по проектам архитекторов Алессандро Спекки и Франческо де Санктиса, конкурс на создание лестницы проводился в 1717 году, спустя два года после смерти французского короля.
Испанская лестница и церковь Тринита-деи-Монти
На Испанской площади находится еще один красочный представитель эпохи барокко — Фонтан Баркачча, работы скульптора Пьетро Бернини. Баркачча в переводе с итальянского — баркас, фонтан установлен в память о наводнении, случившимся на площади в 1589 году. Во время наводнения на мель села лодка, послужив прообразом для фонтана. В наше время полетов по воздуху, о которых мечтал еще великий гений Возрождения - Леонардо да Винчи, добраться до Рима стало намного проще. Забронировав авиабилеты в Рим, любой турист окажется в городе за считанные часы, не прибегая к услугам небольших судов, пусть даже самых красивых, но таких медлительных.
Фонтан Баркачча на площади Испании
В Риме находятся и центры современного искусства. Построенное в 2002 году в районе Порта Пиа, одно из зданий Римского музея современного искусства впоследствии обзавелось обширным выставочным павильоном. Другое здание музея, в районе Тестаччо, было реконструировано на основе старой постройки, и ныне является одним из самых выдающихся примеров промышленной архитектуры. Большие размеры выставочных залов музея вмещают в себя множество экспонатов работы современных художников, начиная с картин 60-х годов прошлого века.
Редкая коллекция работ современных художников и скульпторов находится в музейном комплексе Ватикана. Находящаяся по соседству со cтанцами Рафаэля, большой Ватиканской библиотекой и апартаментами Борджиа, музейная коллекция современного искусства создана папой Павлом VI в 1973 году. Коллекция собрала в себе произведения Сальвадора Дали, Марка Шагала, Анри Матисса, Огюста Родена, Василия Кандинского, Пабло Пиккассо и Амедео Модильяни.
Вячеслав Клестов