28 января 2007 г.
|
Фото — Марина Баканова, «В ожидании радуги. Норвегия» |
Все мы — ничтожные пылинки, но мы живем и приобретаем жизненный опыт. И поэтому мы не так уж незначительны. И поэтому я прошу вас: посвятите свою жизнь тому, чтобы сделать мир лучше, и не тратьте впустую ни одного дня.
Х. Адамс
Марина Баканова — фотограф, президент группы компаний S’TOP. Ее фотографии — цвет мира настоящего, существующего миллионы лет, цвет нашей планеты. Цвет-отражение Норвегии и Марокко, Эстонии, России, Швейцарии, Италии, Вьетнама и Турции…- мира, который поражает и заставляет чувствовать любовь; дает пищу для ума и делает счастливей.
Марина недавно вернулась из путешествия по Марокко в родной Петербург, где встретилась со мной, и ответила на несколько вопросов ART-GID.ru.
Марина, цветная фотография — почему именно она выбрана Вами?
Многие фотографы считают ее неоднозначной по сравнению с черно-белой фотографией.Я сейчас снимаю и черно-белое фото. Это совершенно разные вещи. Цвет — он дает такое количество эмоций… Вопрос в том, что видишь. Цвет эмоционален, дает многоуровневую систему оценки чего-либо — когда видишь мир таким — снимаешь цвет. За счет цвета пытаешься достичь гармонии. Но бывает и наоборот — иногда цвет только мешает ощущать нюансы.
Бывает так, что картинка цветная, а Вы внутренне видите ее черно-белой?Конечно. Я понимаю, что это цвет, но мне абсолютно все равно, для меня она черно-белая.
Когда Вы смотрите на фото при обработке — не возникает ли новое чувство, помимо того, которое было при съемке? Это чувство накладывается, и Вы делаете фото, например, черно-белым?Нет. Я даже на печати подгоняю под то, что я видела. И почти не исправляю в фотошопе.
Некоторые Ваши работы похожи на картины — и по цвету и по фактуре.Иногда и при печати мне говорят — это фотошоп — а я вообще не трогала эту фотографию.
На
выставке «Норвегия. Дыхание Северных фьордов» многие фотографии были напечатаны с "исходников" без обработки. А люди удивлялись, что такие цвета вообще возможны.
Вы снимаете и на пленку и на цифру?Да. Поэтому в путешествиях у меня пол-чемодана всяких пленок, фотоаппараты, объективы занимают очень много места.
Я не снимаю со штатива — пока его поставишь… чувство-то уйдет. Хотя последнее время зачем-то всегда вожу его с собой. Может, как-нибудь смогу открыть для себя и эту возможность — увижу мир таким и начну пробовать снимать со штатива.
Некоторые фотографии, например водопада («Эстетика потока») — это сложно снять с рук. Да, иногда чувства переполняют, очень сложно сосредоточиться, и тогда стараешься йогой, дыханием регулировать…
А иногда вообще об этом не думаешь.
Тот водопад — просто случай. Мы с друзьями выезжали в Карелию. У меня интересная компания друзей — они все очень яркие личности, интеллектуальные, творческие, умные, все разные. Мы сидели вечером — в белую ночь у костра, пели песни. И вдруг, смотрю в сторону — на падун — есть кадр! Свет вечерний так встал, гармония полета воды в таком свете... Я взяла фотоаппарат...и получился кадр. Старалась задержать дыхание. Штатива у меня еще не было, после этого я его и купила. Но не пользуюсь. Вот такие противоречия.
Постановочной фотографией Вы не занимаетесь?Вообще.
А портрет? Портрет это такая вещь… сейчас на сайте нет практически портретов, но я их снимаю.
Я хочу сделать отдельный раздел, когда будет много фотографий. Портреты тоже делятся по каким-то категориям — не по национальностям… по каким-то другим категориям — я еще пока до конца сама не поняла, как я хочу это сделать на сайте.
Портрет — это же мое ощущение о человеке — ну какая постановка?
Есть фотографы, которые работают с человеком, смотрят, как лучше снять…Бывает и так. Но это все равно впечатление. Свет, задний план, который человека выделит… Вот глаза, улыбка — ощущение человека...
Как Вы начали фотографировать?Я просто подарила себе на День Рождения фотоаппарат. Я даже не знаю, почему это произошло.
Профессионально Вы фотографируете с 2001 года, Вы сами учились или это была практика в какой-то школе?Взяла фотоаппарат, пошла снимать.
Технический аспект — это достаточно не сложно, у меня же образование физика, плюс физматшкола…
Поэтому технически сложностей нет — оптика и оптика. Просто нужно пробовать, чтобы понять, как это работает.
Люди иногда спрашивают меня — какие параметры ты выставляла? Чаще всего я не помню.
Все, что я считаю своими лучшими кадрами — я не могу повторить. Потому что хороший кадр — это совпадение того, что чувствуешь, что видишь, выставляешь и момента нажатия кнопки. Все одновременно.
Сказать, что о техническом моменте я никогда не думаю…тоже невозможно. Наверное, думаю. Просто не замечаю этого, когда уже вижу кадр. Настоящее чудо — сконцентрироваться на том, что увидела, придумала. Еще и смочь снять. Тогда, наверное, удается передать это ощущение другим людям. Через кадр.
У Вас много фотографий других стран, не очень много России — почему?7 февраля, в мой День Рождения, у меня открывается выставка «Россия. Версия созерцания» в Российском этнографическом музее в Петербурге.
По России я езжу не меньше, чем по другим странам. Просто чаще всего я бываю в тех странах, где на единицу километра плотность впечатлений выше, чем у нас в России. В России надо больше проехать, чтобы увидеть этот контраст, хотя бывают и исключения — «Эстетика потока» и «Малахитовое озеро» совершенно разные, просто в чем-то противоположные по эмоции фотографии, а расстояние между точками съемки — несколько метров, только сняты эти кадры с разницей в год.
Вы много путешествуете. Есть ли у вас страна, место, которое Вы фотографируете из раза в раз? Марокко для меня страна — «место силы». Я даже знаю, почему в такой степени. Это очень добрая страна, там не воюют. Жители приветливы. Они не приветливы приветливо-слащаво — они живут своей жизнью, но при этом не мешают жить другим. Спросишь — ответят, не спросишь — даже не обратят на тебя внимание.
Там океан. Атлантический океан с волнами, со скалистыми берегами… иногда с пляжами песчаными, на которые накатываются волны. Туманы, яркое солнце, пиратские крепости, древние имперские города времен Магриба, которые и сейчас живут почти так же, как и сотню-другую лет назад…
Горы со снегом даже летом. Океан может быть стальной утром, а вечером — синий, искрящийся на закате. Огромные волны. Иногда спокойные, иногда, в ураган — просто невероятной силы.
Это страна, где есть Сахара — со звездами, гармонией, покоем… и бешенством иногда летящего песка.
Там практически нет цивилизации, а посередине Сахары я встречаю туарега, который говорит на восьми языках…
Сидишь на берегу океана — туман. Почти ничего не видно, серые волны накатывают, где-то там маяк… Он даже не светится, только знаешь, что он там…
Поэтому Марокко.
Кения — только в Найроби и Момбасе есть цивилизация, все остальное — саванна, горы, гармония живой природы — со стадами импал, зебр, антилоп. Там красавцы львы, леопарды. Слоны и жирафы. Все живет естественной жизнью. Племена масаев — живут очень просто… И почти все всегда улыбаются.
Норвегия — край земли — Норд Кап. Тоже мое место. Там сливаются два океана. Атлантический и Ледовитый. Ветра, маленькие города, красивые разные берега, олени, олени, олени. Как в сказке.
Есть очень близкие для меня места в Карелии.
Ну и, конечно, Петербург — у меня здесь все… родители мои здесь, друзья, вся жизнь. Вот мы сидим в ресторане, а все вокруг мое, родное — там моя школа, рядом подруга живет; на той улице ресторанчик, где я люблю завтракать…
Венеция — отдельная моя страна…Мой цвет, моя радость, наверное, мой праздник. Там невозможно просто быть. Венеция — это же сплошная эмоция игры, чуда, цвета и света. Город любви.
И без Норвегии, Карелии и Венеции… не было бы у меня Марокко. И наоборот. Такая диалектика.
|
Фото — Марина Баканова, «Пути энергии. Сахара. Марокко» |
Есть ли у Вас любимый фотограф?Много тех, кто нравится. Я очень уважаю Бориса Михалевкина. Многие международные фотографы мне нравятся. Я вообще ценю чужие работы.
Какие журналы по фотографии Вы читаете, есть ли такие?Нет, печатных не читаю. Есть около 50 сайтов, которые мне интересны. Стараюсь много смотреть. Смотрю фотографов и художников, у которых есть чему поучиться — увидеть новые грани, новый мир.
Вы много смотрите других авторов — нет ли у вас момента копирования?Я думала об этом. У меня происходит по-другому. Я могу копировать во сне, представлять себя на месте другого человека. Пробовать увидеть что-то его глазами. Но все равно — снимаешь только то, что видишь сам. Видишь в своей жизни со всей своей совокупностью представлений о мире, чувств, эмоций, мечтаний, систем. Так что — снимаешь свое представление.
Есть фотограф в Magnum Photos — Bruno Barbey — он очень много снимает Марокко, мне вообще интересны его работы. Но они — не мои. Они великолепны. И они — его.
Был интересный момент, когда мы в один и тот же год сняли кадр в одном и том же месте Марокко, в одном городе и похожий сюжет. Но они разные — по настроению, по нюансам… у него смешной, и у меня смешной — но по-другому… Разные люди. Поэтому и сняли совсем по-разному.
Когда-то я пробовала копировать — было интересно понять ощущение автора, но это нереально. Разные люди чувствуют, видят по разному. Вот и снимают разное. Так что мне кажется, если снимать искренне, копирование невозможно.
Когда нажимаешь кнопку, наверное, всегда знаешь, что это тот кадр, который нужен. У кого-то это уверенность, у кого-то сомнение, есть фотографы, которые всегда себя осуждают… Я себя не осуждаю, но делаю разбор полетов после каждой фотосессии. Часто советуюсь с уважаемыми и ценимыми мной людьми, а иногда точно знаю — мне это нравится, это хорошо, у меня получилось именно то, что я хотела. Бывает и наоборот. Бывает, что поленилась и не сняла то, что хотела. Ругаю себя. И обещаю себе исправиться. Стараюсь сдерживать обещания, данные себе самой, в том числе.
Странно бывает. Вот сейчас я еду по Марокко, вижу кадр хороший, но не снимаю. Лучше, чем я сделала это в прошлый раз, я уже не сделаю. Потому что я поймала это ощущение. Будет красиво, технически правильней, но чуда не будет - я это чудо уже сделала. Так зачем тогда снимать — можно просто насладиться красотой. А в другой момент путешествия просто что-то подтолкнуло — все, кадр есть, срочно надо остановить машину и снять его. Иначе невозможно.
Вы президент группы агентств S’TOP — используете ли Вы свои фотографии в работе? Сотрудники не так давно узнали о том, что я фотографирую, и они, скорей, начали использовать.
Несколько московских агентств купили фотографии у меня, как у фотографа, для своих клиентов. А потом задали вопрос — Марина Баканова — президент S'TOP — Вам не родcтвенница?
У меня в агентстве много другой работы. Очень много. Наша работа в агентстве предполагает сначала разработку задания фотографу — и фото делаются под задание, а не наоборот. Для работ агентства мы привлекаем разных замечательных фотографов.
У меня был вопрос к Марине о благотворительности — как она сама, являясь генеральным директором крупной петербургской компании, относится к этому. Марина ответила, что старается помогать и людям, и животным. Процитирую часть ее ответа:
Должно быть искреннее, сильное желание, и с умом надо все делать. Благотворительность может выражаться не только в деньгах. Осознанная, душевная и более глубинная вещь — я даже не назвала бы это благотворительностью… Это скорее естественное желание человека как-то улучшить окружающий мир.
Знать, помогут ли твои действия невозможно. Ты можешь только надеяться, верить,...и отслеживать обратную связь. Потому что искренность намерений второй стороны тоже важна.
Мир — он же весь наш. И для того, чтобы в нем были чудеса, надо много работать. Много всего делать, чтобы получать не эти чудеса, а другие… Потому что стремишься к чему-то, работаешь в этом направлении, а все равно получается в результате как-то иначе. Я в глобальном смысле это говорю. Мы же можем только мечтать и стремится к мечтам, а что получится, мы никогда не знаем. К сожалению. Или, может быть, как раз к счастью. Но счастливы мы именно тем, что получается. И без работы чуда не бывает.
Как люди в разных странах относятся к тому, что Вы их фотографируете?
Самая большая сложность, как ни странно, в России.
В других странах — это случайная съемка, или прошу разрешения на фото. Когда человек не видел, что я его сфотографировала, я часто подхожу — говорю об этом и показываю, что получилось.
Иногда люди разрешают их фотографировать даже в то время, когда это запрещено делать — например, кадр «Молитва во время Рамадана».
Один раз я случайно сфотографировала папу Римского! Кардинал попросил его пофотографировать, а когда я приехала в Петербург с вопросом кто это у меня в кадре, мне ответили, что это папа Римский…
Может ли человек заниматься несколькими делами одновременно на профессиональном уровне?
Или всегда есть что-то главное, а остальное — хобби, например, фотография?Нельзя сравнивать фотографию и работу в агентстве. И то, и другое — часть моей жизни.
Путешествия тоже часть моей жизни. Когда я снимаю, я не помню, что у меня есть работа.
По работе я могу консультировать огромные проекты, и вообще забыть о том, что я фотографирую.
Я достаточно хорошо знаю балет, была профессионалом в бальных танцах, и это тоже никуда не ушло.
Психология — мне интересна, я этим занимаюсь серьезно уже много лет. Мне кажется, что это все вопросы интересов, а профессионализм собственный не мне оценивать. Я просто стараюсь во всем, что меня интересует, разобраться глубоко. Настолько, насколько смогу. Жизнь, вообще, интересная штука.
Как у Вас получается все успевать — дело в желании? Я не успеваю ВСЕ, что я хочу. Просто есть система внутренних иерархий, которая сама все выстраивает — что в данный момент приоритетно. Да, тяжело жить с многомерностью, зато мне никогда не было, и дай Бог, не будет, ни одного дня скучно жить.
Путешествия дают силы?В путешествиях есть время на осознания, обдумывания… Всегда нужно время на изменение своих представлений о мире. Новые миры, новые впечатления.
Невозможно жить все время в одном, и том же — потеряется возможность смотреть на мир с разных точек зрения. А эта возможность делает нашу жизнь полнее, интереснее.
Невозможно увидеть красоту Петербурга в нюансах, не видя других городов. Это как в семье — если люди живут вместе и общаются только друг с другом, не видя больше ничего в своих жизнях, то они перестают понимать и ценить существующие между ними отношения и нюансы этих отношений, и, скорее всего, от этого могут перестать быть счастливы друг с другом. Хотя здесь могу и ошибаться. Люди разные.
Путешествия — это один из вариантов получения дополнительных знаний для переосмысления того, что имеешь. Это — возможность нового взгляда. Познание неизведанного. Это как книги, как театр, как общение с другими людьми. В принципе, везде можно получить новую информацию и новые эмоции. Нужно только этого хотеть.