5 апреля 2014 г.
Яковенко Елена Николаевна (1914–1999) «Герои Социалистического Труда» 1951
Cоциалистический
реализм, как жанр изобразительного искусства, формировался в эпоху грандиозных
перемен, происходивших не только в Советском Союзе, но и во всем мире.
Благодаря новым требованиям времени, влиянием социалистических и коммунистических идей человечество стало грезить прорывом в новые горизонты, разрывающие связь с прошлым укладом жизни, будто замершим и закрепостившим внутреннего человека.
Одним из центральных тем соцреализма, буквально окружающим зрителя, чем так
интересна советская живопись, является внимание к обычной жизни, к ее заботам и
проблемам, внимание к человеку, гуманистический посыл, призванный не только
показать обычный людской быт, но и наметить для него возможность улучшения, подать
новое, как говорилось рационализаторское предложение, возвысить над суетой, указать
на проблему, параллельно пытаясь найти из нее выход, вот что часто можно найти
в работах художников того времени. Не стоит забывать о связи советского
реализма с футуризмом, берущим свои истоки в невероятных изменениях, таких как
электрификация, замена средств передвижения с лошадей на автомобили, появление
летательных аппаратов. Венцом и жемчужиной стал выход человека в космос, этот
давний порыв человека к небесным неизведанным далям, питающегося еще
пророческими работами Константина Эдуардовича Циолковского, все слилось в этом
стиле.
Безусловно, одним из главных мотивов соцреализма была также
идеология, нашедшая свое воплощение в агитационных плакатах, ставящих своей
задачей политическое просвещение и утверждение коммунистических постулатов. Идея построения нового будущего охватывает и художественные произведения на тему спорта, культуры, жизни крестьянина и рабочего, давая ему идеологический посыл, стремясь мотивировать и показать, что его труд призван создавать богатство, укреплять государство и власть.
Соцреализм прошел через все этапы исторической
действительности, который прошли и сами советские художники 20 века, и отразил в себе как революционный и постреволюционный период, так и героизм и народное горе времен Великой Отечественной Войны, послевоенный быт возрождающейся к жизни страны, когда каждый вносил свой вклад в восстановление сельской и городской жизни.
Будто живые встают перед нами такие образы, как, например, запечатленные в
картине Марата Ивановича Самсонова «Сестрица» о подвиге русского солдата,
взаимовыручке и решительном сердечном пламени освободить страдающую Родину от
врага.
Самсонов Марат Иванович (1925-2013) «Сестрица» 1954
В творчестве Евгении Петровны Антиповой мы уже видим послевоенный быт
людей, как на картине «Девушка из Переславля», запечатляющей, как на фотографии, скромную женщину, но это больше фотографии, и художнице удается уловить само настроение человека, о чем еще можно догадаться и понять.
Антипова Евгения Петровна (1917-2009) «Девушка из Переславля» 1964
Появляются новые мотивы, элементы романтизма (впрочем по мнению исследователей присущем соцреализму на всех этапах его становления), печальные и грустные ноты, или же напротив веселые и жизнеутверждающие сюжеты из деревенской жизни или городские индустриальные пейзажи, с их оживленным движением и новыми стройками.