22 сентября 2015 г.
К концу 18-го века большой популярностью пользовался стиль
жакоб, созданный знаменитым французскими мастерами – семьей Жакоб, отцом Жоржем
и сыном Франсуа Оноре. Этот стиль
создавался в русле господствовавшего тогда классицизма, и нередко на мебели
можно было встретить позолоту и тонкое резное убранство. Мастера создали для
двора Наполеона I множество
мебельных комплексов в стиле ампир. С падением власти Бонапарта, общее предприятие
было закрыто, но внук Жоржа и сын Анри – Альфонс Жакоб продолжил дело в
середине 19-го века, работая с красным деревом и наклеивая на мебель полоски
латуни, его особенный стиль может определить хороший антиквар.
Наряду с Жоржем Жакобом и его сыном, в ту эпоху жил и их
однофамилец – Анри Жакоб, который пользовался сходством с именем знаменитых
мастеров. Но идеи, которые воплощал в своей работе Анри также совершенны и
изысканны. Некоторые экземпляры мебели работы Анри Жакоба можно встретить в
Павловске. Мебель в Павловском дворце выполнена во вкусах Людовика XVI, что
неудивительно - Жакоб был поставщиком французского королевского двора. Великий
князь Павел Петрович с супругой Великой княжной Марией Федоровной заказали ему изготовление
мебели в своей поездке в Париж.
Одной из значительных вех в европейском искусстве 19-го века
было появление в Австрии и Германии стиля бидермейер. Благодаря знаменитому юмористу
и пародисту Людвигу Эйхродту, носившему псевдоним «Готлиб Бидермейер», новый
европейский стиль также обрел название «бидермейер», что означает «простодушный
господин Мейер». За стилем закрепилось название, связывающие его скорее с бытом
мещан, чем дворян, его название говорит не столько об утонченной роскоши,
сколько о красивом и практичном произведении искусства. Большие резные столы,
подростковая
кровать, общий вид интерьера – все это служило в первую очередь обычному
горожанину. Бидермейер принято относить к развитию романтизма.
В России эпоха европейского бидермейера пришлась на период
жизни Пушкина, в одежде это отметилось вошедшими в моду жилетами и цилиндрами в
мужской моде, широкими декольте и крупными юбками, шляпками, узкими в талии
платьями - в женской. Для стиля в архитектуре и в мебели особенно заметно
внимание к деталям, несмотря на то, что в бидермейере принято отмечать идеалистический
поиск простоты. Строгие формы классицизма обретают более сглаженный, простой
вид, делая мебель более подходящей к домашнему хозяйству, чем к помпезным и
величественным дворянским угодьям, всегда наполненным шедеврами неоклассицизма,
барокко и рококо.