19 сентября 2005 г.
Пикториальная фотография — фотосъемка при помощи монокля.
Монокль — однолинзовый объектив, позволяющий добиваться особой живописности фотоизображения, так называемая «мягкорисующая оптика».
Главным элементом монокля, от которого на 90% будут зависеть его изобразительные возможности, является линза. Ее задача — проецировать изображение на плоскость фотопленки и создавать сферические аберрации. Пикториальная фотография появилась в конце 18 - начале 19 века. Вместе с импрессионизмом наступил расцвет фотографии.
Пикториализм, как фотоискусство было востребовано до начала 30-х годов, после началась борьба с ним, оно было объявлено антинародным.
Многие фотографы были вынуждены оставить работу с фотографией и искать другие направления деятельности. На Западе течение также пришло в упадок.
Новая волна пикториальной фотографии началась в 60-е годы 20 века. Особенно заметен был подъем искусства фотографии в России.
Существовало два направления пикториализма — оптический (применение монокля) и технический (технологические методы позитивной печати).
Одним из выдающихся фотографов, работающим с моноклем является
Георгий Колосов.
Его первые опыты съемки мягкорисующей оптикой относятся к 1979 г. Он сам разрабатывает монокли и пользуется только оптикой собственного изготовления.
Его циклы фотографий «Русский Север», «Чудотворец», «Всякое дыхание…». «Русский север» (1980-1991) — творческий итог ежегодных фотоэкспедиций мастера 1980-х — начала 1990-х гг. на русский Север: в Карелию, Архангельскую область.
Архитектурный ландшафт, жанровые зарисовки и портреты — все фотографии отличаются особой выразительностью, мягкостью, глубиной.
Известный
петербургский фотограф Людмила Таболина работает в технике оптического пикториализма с 1992 года.
В 1961 году она окончила Ленинградский технологический институт по специальности инженер химик-технолог.
Свою фотографическую биографию Людмила Таболина начинала, как и многие в то время, в фотоклубе при ДК им. Горького и Народной Фотостудии «Зеркало». В 1991 году стала членом Союза фотохудожников России.
Она уже собиралась оставить фотографию — семья, работа занимали все ее время, но именно переход к пикториальной фотографии заставил ее остаться в искусстве.
Побывав на выставке «Фотографируют женщины» в Рязани, познакомившись с Г. Колосовым и фотографией с моноклем, Л. Таболина не смогла расстаться с любимым делом.
Монокль, подаренный ей Г. Колосовым к фотоаппарату Киев, не сразу нашел с ней общий язык — было трудно научиться видеть по-новому.
Но когда она увидела именно «ту картинку», то поняла, что этот вид фотографии наиболее полно отражает ее видение мира.
Людмила Таболина говорит о том, что процесс фотографии состоит из двух частей: первое — нажатие кнопки — отображение индивидуального видения реальности, вторая — внесение корректив при проявке фотографии.
Техника несовершенна, она не может полностью отразить видение, состояние фотографа, поэтому иногда внесение корректив при проявке является прекрасным способом доведения произведения до состояния начальной авторской мысли.
Творческий подход к каждой фотографии - это стиль работы Людмилы Таболиной. Она всегда старается придумать способ, помогающий получить задуманную фотографию. Главное — понимать, зачем применять те или иные приемы.
Например, побывав в парке Монрепо (г. Выборг, Ленинградская область), Людмила попыталась передать свое «графическое» ощущение природы — она проявила фотографии через марлю. Cостояние графики на фотографии получилось именно таким, каким она его увидела в парке.
В Санкт-Петербурге Вы можете записаться на занятия авторской мастерской Людмилы Таболиной «Оптический пикториализм» по e-mail: fotomasterskie@mail.ru или по тел. (812) 222-3064, 915-6916.