c 17 ноября по 1 декабря 2006 г.
Выставка «Парадный портрет. Новый формат» чрезвычайно точно описывает ситуацию, намекая на некое превращение, грозящее по-иному представить то, что казалось известным.
На языке цифр это выглядит так: обычные для фотографий кабинетного формата размеры — в усредненном варианте 16×11см — увеличиваются до 1×1, 5 метра. Формат карточки для альбома или, на английский манер, «кабинетный формат» появился в Шотландии в 1862 году и уже через несколько лет приобрел популярность во всем мире, не чуждом фотографии.
Желание увековечить свое лицо, а также образы близких и друзей, обзавестись портретом некой знаменитости сыграло в этом решающую роль. Эпоха «кабинеток» закатилась в конце XIX века, чему изрядно поспособствовало распространение фотографических иллюстраций в газетах и журналах.
Хотя на выставке не так много изображений, они представляют основные «сюжеты» фотографий кабинетного формата. «Охотник Волков в охотничьем костюме», групповой портрет работы Ф. Страка, «Крестьянка в национальном костюме»; завершает ряд серия «Кокетки» — рекламная фотография, предназначавшаяся счастливым обладателям шоколадных плиток.
Придание «кабинеткам» новой формы, а точнее формата, превратило их в нечто отличное от того, чем они были прежде: идеально подходившие для коллекционирования, обмена, пересылке по почте и простого существования в альбоме, они теперь могут спокойно занять место на стене в холле или гостиной.
Переживают подобные эксперименты «кабинетки» не в первый раз. Еще в рекламе ателье Карла Буллы можно встретить: «Увеличение портретов с визитных или кабинетных карт, в какой угодно форме». Однако стоит признать, что это увеличение не было столь радикальным как на представленной выставке.
Изображения для выставки предоставил из своей коллекции Михаил Иванович Голосовский, собрание старинных фотографий которого известно далеко за пределами России. Выставка состоялась при технической поддержке компании КОДАК и профессиональной фотолаборатории FOTOLAB (Москва).
|