c 12 января по 12 февраля 2007 г.
Музей Истории Фотографии представляет: «ОПЫТЫ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ». Химиографии Александра Китаева.
«В один прекрасный момент я осознал, что фотография поглотила во мне всё остальное, что в состав моей крови, помимо красных и белых кровяных частиц, входят и светочувствительные галогениды серебра и без их постоянного очувствления я не жизнеспособен, что фотография стала моим образом жизни, способом восприятия и общения.
В начале 90-х, делая снимки традиционным двухступенчатым (негатив-позитив) способом, я ощутил себя «белкой в колесе» — все, что делал, выглядело прикладным, никак не заменяющим «картину».
Картину, заключающую чисто эстетическое, визуальное, световое приключение/происшествие. В общем, хотелось вырваться из пут утилитарного ремесла и фотографии «на злобу дня».
А кроме того, это была, конечно, попытка уйти от политических и социальных проблем времени. Проблем, ставших в ту пору в России основным содержанием визуальных искусств. Собственно, в этом смысле я ставил перед собой те же самые задачи, которые несколько раньше, (а узнал я об этом значи-тельно позже), решала плеяда талантливых фотографов-художников, объединенных в послевоенной Германии программой «Субъективная фотография», сформулированной Отто Штайнертом.
Так я сделал свои первые фотограммы*. Но уйти от предмета не удавалось, а мне хотелось со-всем «отвязаться» и делать изображения без опоры на объект, на его навязчивый контур. Я принялся соз-давать изображения, поливая листы светочувствительных материалов проявителем.
Химиография или более прозаично фотоки — увлекательное занятие! Этот загул длился до-вольно долго и отодвинул фотограмму года на полтора, до той поры, пока мне, не умеющему рисовать, вновь понадобился объект. Понадобился для того, чтобы через него попытаться проникнуть внутрь структур, определяющих его единство и схожесть с микро- и макро- устройством мира. Т.е. моим героем должен был стать субъект.
Итак, если следовать фактам биографии, cначала появился цикл фотограмм «Тара INCOGNITA» (1989-1990) в котором, исследуя пластические, светотеневые, композиционные и т.п. возможности стек-лотары, я приноравливался и присматривался к объектам. Затем, и довольно надолго — фотоки. Потом, возврат к фотограммам на новом витке: «объект, как повод». Здесь циклы «Забытый зодиак» (1994-1995), «Эро-тень» и «Игра в бутылочку» (1994). Позже — еще несколько возвращений в фотограмму, каждый раз с решением новых, по большей части пластических, задач. Эти вещи влились в циклы «Игра с про-странством» (1994-2003), «Вальс» (2003), «Путешествия света» (2000-2004)«. А. Китаев
*Фотограмма — фотография, сделанная без помощи фотокамеры.
|