c 25 июля по 3 августа 2005 г.
В мировой культуре существует устойчивый стереотип России: это опасная и дикая страна (медведи по улицам ходят), не подвластная рассудочному пониманию (умом Россию не понять), жизнь в которой течет вопреки всем законам логики, а нравы и обычаи аборигенов заставляют содрогнуться даже видавших виды путешественников. В общем, страна прекрасная и ужасная одновременно.
Если суммировать мифологизированные представления о стране, в которой мы с вами живем, то получится какой-то нереальный, невозможный мир, дистопия или по-нашему — тридесятое царство.
В русском фольклоре, тридесятое царство — это страна, лежащая за тридевять земель от дома, где-то на востоке («где красно солнышко из синя моря восходит»), населенная необычными людьми, в которой цветут роскошные сады и разгуливают диковинные звери.
В то же время, в этом волшебном царстве регулярно случаются катастрофы и совершаются зверские злодеяния: жестокие колдуны, чародеи, разбойники и всякая нечисть вершат свои кровавые дела.
Народ изнемогает под гнетом тиранов, прекрасные царевны томятся в темницах, и даже смелые богатыри терпят сплошные неудачи. И в этом смысле, тридесятое царство отнюдь не рай на земле, это скорее место для повседневных подвигов и героизма.
И именно эта «небезупречность» сказки делает её былью. За приукрашенной историей прорисовывается неутешительная «реальность». И как бы не старался сказитель отодвинуть место действия подальше от своей отчизны, и какие бы фантастические декорации он не сочинял, за маской заморского государства всегда просвечивает собственная страна.
Россия столь географически необъятна и этнографически разнообразна, что тридесятым царством оказывается любая мало изученная (раскрученная) территория, условно находящаяся на периферии (в том числе периферии в информационном поле, в роли которой с одинаковым успехом может оказаться и деревня под Москвой и село на Чукотке).
То, что в одном пространстве воспринимается как норма и повседневность, за его пределами выглядит чем-то из ряда вон выходящим, аномалией. Поэтому реальность периферии, запечатленная на пленку, выглядит неправдоподобной сказкой, репортажем из параллельного мира, или как минимум из далекого прошлого.
Фоторепортеры Александр Сорин и Александр Кузнецов, подобно сказочным героям совершают путешествие в это пространство парадоксов.
В результате, А. Сорин оказывается в утопическом, аляповатом пространстве мирного быта, где каждая корова — Бурёнка, а курочка — Ряба; в свой черед А. Кузнецов отправляется в стан рабочих: в мрачные подземелья гномов, душные и дышащие огнем цеха, вроде кузниц Гефеста, и, наконец, на бывшие предметом коллективной зависти мясокомбинаты.
Здесь им предстояло справиться с непростой задачей — сфотографировать культурные штампы, сформированные русским, советским и постсоветским фольклором, материализовать архетипы массового сознания или, проще говоря, сделать пародию на нас самих и нашу жизнь.
Выставка продлится до до 3 августа в Выставочном зале Музея городской скульптуры.