30 марта 2007 г.
Выставка «Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер» откроется в Инженерном доме Петропавловской крепости к 205-летию со дня рождения автора.
20 апреля 2007 в Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка, посвященная творчеству выдающегося русского архитектора середины ХIХ столетия Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802-1865). На ней представлено 50 листов авторской архитектурной графики из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Андрей Иванович (Генрих Иоганн) Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 года на мызе Ивановка неподалеку от Гатчины, в семье немецкого подданного Иоганна Штакеншнейдера. В 1815-1820 годах Штакеншнейдер учился в Академии художеств. Работал вместе с Огюстом Монферраном в Комитете для строений и гидравлических работ (с 1821), в Комиссию о построении Исаакиевского собора (с 1825). С 1833 года — архитектор Двора великого князя Михаила Павловича, 1834 — академик, 1844 — профессор. С 1854 года преподавал в Академии Художеств. В 1856 году Штакеншнейдер получив должность Архитектора Высочайшего двора, осуществлял надзор над всеми работами в загородных императорских резиденциях. Умер в Москве в 1865 году, похоронен в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом.
А. И Штакеншнейдер — один из крупнейших петербургских зодчих и декораторов середины XIX века, которому принадлежала ведущая роль в формировании в России нового архитектурного направления — эклектики (от греч. «эклегейн» — выбирать, избирать) — системы композиционных приемов и средств эстетической выразительности, ориентированной на архитектурный опыт прошлых эпох. Архитектор виртуозно использовал в своем творчестве декоративные мотивы разных исторических стилей: готики, барокко, ренессанса, классицизма и т.д.
В числе ранних работ архитектора проект неоготической усадьбы графа А. Х. Бенкендорфа в его эстляндском имении Фалль (1831-1833, ныне Кейла-Йоа в окрестностях Таллинна), Никольский домик в Петергофе (1835), сооруженный по типу крестьянской избы, здание Мариинского института (1835-1837) и вокзал в Павловске (1836, не сохранился). В 1939 году архитектор получил первый крупный заказ на строительство Мариинского дворца на Исаакиевской площади в Петербурге (1839-1844) для великой княгини Марии Николаевны и ее супруга герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Ориентируясь на доминанту площади — Исаакиевский собор — Штакеншнейдер создал классицистическую в целом композицию фасада, включив в нее элементы из арсенала иных исторических стилей.
В 1839-1842 гг. для тех же высоких заказчиков Штакеншнейдер возвел загородную резиденцию в Сергиевке под Петергофом. Сооруженное в «помпеянском стиле» здание стало образцом нового типа дворцовой постройки. Здесь Штакеншнейдер одним из первых в России использовал приемы свободной ассиметричной компоновки архитектурных объемов, согласованной с функциональным назначением здания и рельефом местности. Подобные принципы планировки лежат в основе проектов дворца императрицы Марии Федоровны в Ореанде, в Крыму (1843-1852) и ряда петергофских построек.
В течение 1830-1850-х годов архитектор много работал в Петергофе. По его проектам было создано более 20 построек: дворец Бельведер на Бабигонских холмах(1852-1856), Руины (1852, не сохранились), Александринская церковь (1852-1854, не сохранилась) в Луговом парке; Собственная дача наследника престола, великого князя Александра Николаевича, Свято-Троицкая церковь (1857-1858), Константиновский (Адмиралтейский) домик (конец 1830-х), Новая ферма (1853-1855), здание Телеграфной станции (1858) в парке «Александрия» и др. Участвовал в перестройке Коттеджа (1841-1842), и Фермерского дворца (1838-1859).
Прежде всего, архитектор Штакеншнейдер известен своими грандиозными дворцовыми постройками. По проекту зодчего на углу Невского проспекта и Фонтанки возведен дворец Белосельских-Белозерских (1846-1848) — одно из лучших произведений «второго барокко» в Петербурге. В 1853-1861 годах для великого князя Николая Николаевича Штакеншнейдер возвел Николаевский дворец и комплекс служебных построек, которые заняли целый квартал между Благовещенской площадью, Конногвардейским бульваром и Галерной улицей.
В декоративной отделке главного фасада дворца зодчий активно использовал приемы, характерные для итальянского ренессанса XVI века. Своеобразной декларацией основных принципов нового направления русской архитектуры середины — второй половины ХIХ века — эклектики — стал проект Ново-Михайловского дворца (1857-1862, Дворцовая наб., 18 — Миллионная ул., 19) для великого князя Михаила Николаевича, младшего сына Николая I. В композиции главного фасада здания, выходящего на Дворцовую набережную, органично сочетаются приемы и мотивы разных исторических стилей: ренессанса, барокко, раннего классицизма. Фасад, обращенный на Миллионную улицу, выполнен в духе флорентийских палаццо XVI века.
Как талантливый стилизатор Штакеншнейдер проявил себя в работе над оформлением интерьеров Мариинского, Николаевского, Ново-Михайловского, Зимнего, Большого Петергофского дворцов, Малого и Старого Эрмитажа, дворцов Стрельны, Гатчины, Ораниенбаума и др.
Штакеншнейдер работал не только в Петербурге, по его проектам были построены особняк Н. Д. Алфераки в Таганроге (1848), здание Дворянского собрания в Новгороде (1850-1852), усадьбы в Гостилицах (1840-е), Орловской губернии, Умани, Лигово (все -1850-е).
Выставка в Петропавловской крепости представляет ранее не экспонировавшиеся проектные чертежи самых известных построек Штакеншнейдера: Николаевского и Ново-Михайловского дворца, Бельведера в Петергофе, дворца в Сергеевке; эскизы интерьеров Старого Эрмитажа: покоев наследника престола великого князя Николая Александровича и зала для заседания Государственного совета; а также Зимнего сада при Павильонном зале Малого Эрмитажа.
Выставка сопровождается каталогом.
|