c 23 марта по 7 апреля 2007 г.
Дарья Буюн — студентка СПбГУП, решившая попробовать себя в актуальном искусстве и выигравшая конкурс «Новые проекты для галереи «Anna Nova» в 2006 году.
Проект выставки Дарья Буюн предлагает не только от своего имени, а от имени своего поколения, которое выросло в посткоммунистической России и начало взрослую жизнь на заре XXI века. Этот проект-манифест посвящен труду, общественный и личный смысл которого Дарья Буюн стремится понять.
Действуя как социолог и лингвист, она сопоставляет «речь труда», звучавшую в годы брежневского заката СССР, а именно — «закон рабочей чести», и правила «поведения в офисе», то есть нормативный язык второго российского капитализма.
Название выставки «Следующий!» обращено к тем, кому сейчас надо принять эти правила или всерьез задуматься об их содержании и создать для себя новые. Словесный пафос трудового Ленинграда вызывает у художницы искреннее восхищение и удивление, от которых ей все же хочется дистанцироваться при помощи иронии, ведь трудно поверить в то, что такое («там, где появился рабочий, нет места хулиганству, пьянице, тунеядцу») вообще могло быть. Речевые нормы постсоветского Санкт-Петербурга устрашают своей вульгарной иронией и цинизмом: «Если хочешь жить и работать спокойно, не опережай шефа в развитии!» или «Откати на все четыре стороны».
Дарья Буюн, работая прежде всего с языком, обращает эти прописи в образы. Одни беззвучные буквы воспроизводятся на советских рабочих халатах, унылый синий фон которых выявляет заведомую ложь развитого социализма; другие — на одинаковых чисто белых офисных рубашках — опровергают чистоту, скептически приспосабливаясь к стандарту нейтральной белизны.
Исторические сопоставления, проведенные Дарьей Буюн, позволяют пристально рассмотреть важнейший вопрос российской истории ХХ века — вопрос о трудовой мотивации, или, говоря по-русски, о смысле жизни, раскрывающемся в общеполезном труде. Еще в 1930-е годы, когда речь шла об ускоренной модернизации страны, и, по-мнению сторонников советской власти, с мотивацией у победившего пролетариата все было правильно, Мандельштам утверждал: «Есть блуд труда / И он у нас в крови».
Советская модернизация, осуществленная, по сравнению с западной, по законам рабовладельческой формации в условиях абсолютной личной несвободы, не только не выдержала конкуренции с капиталистической, но и разрушила сознание самого советского общества, приучив его к двойным стандартам «блуда труда».
Абсурдистский лозунг «Экономика должна быть экономной», в 1980-е годы красовавшийся на фасадах ленинградских заводов и научно-промышленных объединений, подтверждал неэффективность и паразитарный характер советского труда. С тех пор прошло целых пятнадцать лет, достаточно, чтобы оценить результаты модернизации постсоветской.
Можно не считать новые нефтепроводы и рейтинги журнала «Форбс», а просто вслушаться в трудовую речь: блуд труда, тщательно скрывавшийся в советское время, теперь звучит во весь голос. Единственная разумная цель труда — это личная прибыль, добытая «на фирме». Общий тон — презрение к основополагающим формам труда, которые не очень прибыльны — ясно слышится в памятке для новейшего наемного работника: «Если вы никак не можете себя заставить работать…поблагодарите себя за то, что вы не стали Оленеводом Крайнего Севера, (который занимается тяжелым трудом и ведет однообразную жизнь со своей грязной и голодной семьей)…И прекратите наконец заниматься фигней. Начните работать!»
Конкурс галереи «Anna Nova» 2006 года был посвящен пятнадцатилетию обратного переименования Ленинграда в Санкт-Петербург. Проект Дарьи Буюн сфокусирован на актуальной проблеме, которая чем дальше тем сильнее воздействует на образ города...
Именно здесь Дарья Буюн, уважающая далеко не бессмысленный труд художника-интеллектуала, цель которого — образно воплощать истину дела, предлагает помедлить, посмотреть, почитать и задуматься о том, как и над чем стоит начинать работать.
Екатерина Андреева
|