Art-GID, эксклюзивные места и события Петербурга, выставки, музеи, галереи, киноклубы, события Санкт-Петербурга


подпишись на новости
подписаться
отказаться
поиск

Выставки

Выставка «Академия художеств. 1757 — 2007. К 250-летию со дня основания»

c 18 мая по 18 июня 2007 г.

18 мая в Михайловском дворце открывается выставка «Академия художеств. 1757 — 2007. К 250-летию со дня основания». Экспозиция включает более 100 произведений живописи, скульптуры, рисунка, гравюры и медальерного искусства из собрания Государственного Русского музея.

Российская академия художеств — крупнейший центр отечественной культуры. Мысль о создании Академии наук и художеств в России была высказана Петром I еще в конце 1690-х годов. Академия художеств была учреждена в Петербурге 6 ноября 1757 года решением Сената в царствование Елизаветы Петровны по инициативе М. В. Ломоносова и известного просветителя и мецената И. И. Шувалова. Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и подарил Академии свою художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею.

Среди художников и архитекторов первого шуваловского выпуска Академии были А. П. Лосенко, Ф. И. Шубин, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, И. Е. Старов. В разное время Академию закончили живописцы А. А. Иванов, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, скульпторы И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, М. М. Антокольский, архитекторы А. Н. Воронихин, Н. Л. Бенуа, К. А. Тон, И. А. Фомин, В. А. Щуко и многие другие.

Вплоть до начала ХХ века Академия была единственным в России высшим художественным учебным заведением. Ее деятельность не ограничивалась лишь художественным образованием. Она была центром просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила конкурсы. Широкая выставочная деятельность Музея Академии художеств привлекала представителей всех сословий.

Музей собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились многие поколения студентов. Учреждение Русского музея императора Александра III также было связано с деятельностью Академии. Именно ее собрание заложило основу коллекции нового музея, который данной экспозицией отдает дань уважения Академии художеств.

На выставке представлены портреты из Зала Совета Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, в котором проходили заседания академического Совета, а также торжественные публичные собрания, на которых ученики награждались золотыми медалями. Почетное место в зале занимал портрет основателя Академии и ее куратора И. И. Шувалова, написанный его питомцем, будущим главой русской академической художественной школы А. П. Лосенко.

Инициатива создания галереи изображений лучших художников и педагогов Академии принадлежала И. И. Бецкому. Первым в этом ряду суждено было стать портрету ректора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, написанному Д. Г. Левицким.

В дальнейшем портреты для Зала Совета исполнялись как программы — задания давались художникам для получения звания академика. Например за портрет Д. Г. Левицкого получил звание И. Е. Яковлев, а за портрет И. П. Мартоса — Д. И. Антонелли. Кстати, соискателями звания могли быть не только питомцы Академии, но и «посторонние» художники, представившие свои работы Совету. Одним из них был Е. Д. Камеженков, получивший звание академика за портрет И. Ф. Гроота.

На выставке широко представлена и русская историческая живопись XVIII — первой половины XIX века. В залах можно увидеть фундаментальное произведение А. П. Лосенко «Каин» (1768), картину Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря» (1797), полотна А. И. Иванова и А.Е. Егорова «Единоборство князя Мстислава Всеволодовича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году» (1812) и «Истязание Спасителя» (1814).

Особое место занимают в залах раннее полотно К. П. Брюллова «Нарцисс» (1819) и его же всемирно известная картина «Последний день Помпеи» (1833), произведения Ф. А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) и «Медный змий» (1841).

В отдельном зале представлены рисунки воспитанников Академии художеств, исполненные в Натурном классе. Рисунок был основой академического обучения. Прежде чем стать архитектором, скульптором или живописцем, учащийся Академии осваивал мастерство рисовальщика. В коллекции Русского музея хранится несколько тысяч рисунков натурщиков, начиная с 1760-х гг. Академический рисунок рубежа ХVШ-XIX вв. — живописный, часто исполнен на цветных, загрунтованных фонах. Порой рисунки грешили анатомическими искажениями. Фигура не умещалась на листе, и к нему подклеивали кусок бумаги или дорисовывали не уместившуюся ступню рядом с коленом. В 1820-30-е годы из рисунка постепенно исчезает живописность. Он становится черно-белым и своей безупречной формой построения все более напоминает рисунок с античной статуи. В 1840-1850-е гг. в учебном рисунке появляется тенденция к передаче реальной натуры.

По рисункам натурщиков можно проследить становление мастерства известных художников. Их рисунки хранились как образцы в библиотеке Академии и копировались младшими поколениями. Эта практика оказалась губительной для наследия выдающихся рисовальщиков ХVШ века А. П. Лосенко и П.И.Соколова. Их рисунки копировали чаще всего, поэтому они забрызганы маслом из ламп, их края оборваны и подклеены, линии стерты, а мел практически утрачен. Такую цену пришлось заплатить за то, чтобы произведения живописцев следующих поколений не казались беспомощными и наивными.

Особое место на экспозиции отведено работам мастеров гравировального и медальерного искусства. Начало обучению искусству гравюры в Академии было положено в первый же год ее существования. Первое время гравировальный класс представлял собой группу учеников, объединенных вокруг учителя, а с 1760-х гг. обучение начинает приобретать вид стройной академической системы. Ученики должны были воспроизводить данные в качестве образцов гравюры сначала в технике рисунка, а затем в технике резцовой гравюры.

Лишь самым опытным позволяли воспроизводить живописные оригиналы. Воспроизведение живописных оригиналов входило в «программы» на конкурсных экзаменах для получения медалей. Среди выпускников гравировального класса С. Ф. Галактионов, Н. И. Уткин, Д. И. Лебедев — мастера резцовой гравюры, пережившей свой взлет на рубеже XVIII-XIX вв.

Одной из насущных потребностей монетного дела в России в начале XVIII века являлось формирование национальной школы медальерного искусства. Уже в проектируемой Петром I и открытой при Екатерине I Академии Наук было введено обучение рисованию и гравированию. В Академии художеств для обучения медальеров был образован класс гравирования на стали и крепких камнях. До 1800 года обучение носило практический характер — копирование штемпелей общепринятых образцов. Затем класс гравирования на стали был преобразован в медальерный класс, который на протяжении столетия готовил медальеров для Монетного департамента.

Из его стен вышла плеяда мастеров мелкой пластики: И. А. Шилов, А. П. Лялин, П. Л. Брусницын, В. В. Алексеев. Многие из них впоследствии сами преподавали искусство резьбы на стали в стенах Академии.

Идея преемственности и связи поколений не чужда Российской академии художеств и сегодня. Заботясь о будущем российской культуры, она стремится сохранить и обогатить педагогические принципы отечественной художественной школы, объединить все самое талантливое и значительное, что есть в искусстве нашей страны.

 
Оставить комментарии (0) по теме
Выставка «Академия художеств. 1757 — 2007. К 250-летию со дня основания»

Поделиться:




    
Сегодня 23 декабря
 
ART декабрь
 
 
            1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031



ART-афиша
Адресная книга
 



Copyright © 2005-2024. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка и гиперссылка на Art-Gid.ru обязательна.
Наши проекты: AModern.RU - современное искусство, выставки, фестивали.  |  Автошколы СПб
Поддержка проекта Интернет-агентство AMORI Group, Петербург - продвижение сайтов, интернет-реклама
Rambler's Top100