c 24 июля по 19 августа 2007 г.
Государственный центр фотографии впервые представляет российскому зрителю творчество фотографа Миккеля МакАлиндена. Британец по происхождению, МакАлинден родился и получил художественное образование в Норвегии, работает в Осло и по праву считается одним из самых выдающихся норвежских фотографов современности.
С 1983 года его работы выставляются в галереях, музеях, на фотофестивалях в Норвегии и за ее пределами. Его произведения хранятся в таких собраниях, как Национальный фонд современного искусства Франции. Он является получателем грантов Royal Carribean Arts Grant (2003) и The Rune Brynestad Commemorative Grant (2007). Помимо выставочной и творческой деятельности, МакАлинден занимается преподаванием. В прошлом году он провел в Государственном центре фотографии семинар-мастерскую «Минимализм и фотография».
Творчество Миккеля МакАлиндена — это постоянное исследование возможностей фотографического изображения и механизма его взаимодействия со зрителем. Фотография для него — феномен, вызывающий к действию фантазию зрителя, вступающий в игру с его ожиданиями и стереотипами. Следуя одной из главных заповедей минимализма, он отрицает наличие авторского почерка или стиля: «Я считаю, что авторского стиля в фотографии не существует. То, что мы принимаем за авторский стиль — всего лишь особенности работы автора, modus operandi. Мы узнаем произведения конкретного автора по выбору темы, характерному использованию света и тени, композиционных предпочтений и т.д. Этот выбор и авторский стиль — не одно и то же».
Снимая на широкоформатную пленку, МакАлинден затем обрабатывает фотографии компьютерным способом, получая в результате трудоемкого процесса обработки изображения, сюрреалистичность которых проявляется не сразу, а при внимательном рассмотрении. Беглого взгляда на эти произведения недостаточно, они оставляют странное ощущение недосказанности, зачастую подкрепленное нетривиальным выбором названий, которые совершенно необязательно передают буквально то, что присутствует в кадре.
В выставке «Дыхание пространства» представлены работы нескольких последних лет. Создавая эти произведения, МакАлинден пытался достичь того же, к чему стремились минималисты — отойти от рассказывания историй и попытаться создать изображения, которые, исключая какой-либо сюжет, заставляют зрителя придумывать собственные истории и интерпретации того, что он видит. Автор утверждает: «Вся сложность в том, что мы приучены верить в некое послание, скрытое в Произведении Искусства. Этот тщательно спрятанный секрет все время наготове, в ожидании достойного зрителя, которому он раскроет себя — и как нам хочется быть таким зрителем! Мне же нравится представлять себе произведение искусства как сумму подобных „секретов“, ключи от которых есть у каждого зрителя. Мои изображения — своего рода приглашение к зрителю. Приглашение разрешить своей личной, субъективной реальности и истории вступить во взаимодействие с изображением, дабы в ходе этого взаимодействия открыть для себя нечто новое и в то же время до странности знакомое».
В ходе своего пребывания в Петербурге Миккель МакАлинден проведет мастерскую для фотографов «Что такое пейзаж?» (23 — 30.07). В программе мастерской практические занятия будут сопряжены с теоретическими лекциями, на которых автор поделится своим взглядом на особенности фотографии (и в частности фотографии пейзажа) как художественного средства и способа передачи информации. Результатом мастерской станет выставка участников, которая состоится в помещениях Центра фотографии осенью.
Организаторы:
Государственный центр фотографии (РОСФОТО)
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
при поддержке Генерального консульства королевства Норвегия в Санкт-Петербурге
Северного Культурного Фонда
Управления современного искусства Норвегии