c 2 августа по 5 сентября 2005 г.
Издавна в Китае атрибутами художника, каллиграфа и поэта считались кисть, тушь и бумага или шёлк.
Теперь времена другие и в распоряжении художника совершенно новые средства для создания персонального живописного пространства.
Ван Юань — художник из Шанхая с очень символическим именем (Ван Юань в переводе означает — Древний Император в Отдалении), который создаёт очень современную абстрактную живопись.
Необычная форма его картин — равнобедренный треугольник, призвана, по мнению Ван Юаня, трансформировать привычное глазу кубическое пространство интерьеров, в которых мы живём. Выбор такого необычного формата картин для Ван Юаня сопряжён и с его философскими размышлениями о треугольнике как символе творчества.
И всё же, несмотря на все новации, творчество Ван Юаня сильно связано с традицией китайского искусства ЧАНЬ (Чань-буддизм — философская система древнего Китая, определявшая в течение нескольких столетий многие черты его культуры).
Мысль и рука каллиграфа должны быть едины, и кисть Ван Юаня неотрывно следует за визуальными образами, рождающимися в голове художника, воплощая принцип МУСИН — непрерывный поток сознания. «Одухотворённый принцип живого движения», самый важный закон изобразительной деятельности со времён китайского средневековья, проделав долгий путь с Востока на Запад и дав толчок возникновению импрессионизма и «автоматического письма» сюрреалистов вновь вернулся на Восток.
Не это ли причина того, что столь привлекательным для Ван Юаня оказалось современное европейское искусство, побудившее его отказаться от традиционной школы и обратиться к абстрактной живописи. Но если внимательно вглядеться в картины Ван Юаня, то очевиден контраст: их автор творит не как европейский мастер, пусть и испытавший влияние чаньской культуры, но как истинный её носитель.
Тонкие цветные линии, опутывающие, словно паутина поверхность треугольного холста то плавно текут, то обретают излом и напряжение. Знак-иероглиф трансформируется до неузнаваемости, обретая контуры растения или животного, и вдруг растворяется в цветовом пятне.
Намёк и недосказанность всегда вовлекает зрителя в сотворчество. Так и Ван Юань воплощает самое главное в чань: в творческом процессе самое важное — увидеть, создать образ в своём сердце (синь). Увидеть — значит создать.
В каждой картине Художника главенствует импровизация, своеобразный энергетический порыв к познанию себя и мира и к ощущению целостности бытия. Свободная импровизация, мгновенность творческого акта, столь ценимая в средневековом Китае, давно стала желанной доминантой современного искусства.
Живопись Ван Юаня — это своеобразный новый виток бесконечной спирали, когда «всё возвращается на круги своя», но в ином уже качестве. ЧАНЬ, духовно обогативший все сферы духовной жизни Европы, и в то же вобравший в себя всё НОВОЕ для него в культуре Запада — это и есть суть творчества Ван Юаня.
Искусство Ван Юаня рассчитано на тонкий вкус, на эстетическую образованность, оно внятно посвящённым, но посвящённым может быть каждый.