c 16 августа по 3 сентября 2007 г.
Выставка «Из истории Благовещенского моста» пройдет 16 августа — 3 сентября 2007 в особняке Румянцева.
Выставка приурочена ко дню открытия моста Лейтенанта Шмидта (Благовещенского) после реконструкции. Экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга рассказывают об истории первого постоянного моста через Неву.
1842 году было опубликовано высочайше утверждённое «Положение о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через Неву». Мост должен был соединить левый берег реки с Васильевским островом. Его было решено соорудить в том месте, где из Невы выходил Крюков канал. Часть канала была заключена в трубу, в результате чего на левом берегу образовалась небольшая площадь. Проект моста и переустройства прилегающей территории был выполнен инженером подполковником С. В. Кербедзом и инженером генерал-лейтенантом М. Г. Дестремом.
Открытый 21 ноября 1850 года мост получил название от Благовещенской церкви, которая строилась одновременно с мостом, на вновь образовавшейся от засыпки Крюкова канала площади. После кончины императора Николая I в 1855 году Благовещенский мост был переименован в Николаевский. В 1918 году мосту было присвоено имя лейтенанта П. П. Шмидта — руководителя севастопольского восстания 1905 года.
Согласно проекту Кербедза восьмипролетный Благовещенский мост стоял на мощных гранитных быках, возведенных на своеобразных искусственных подводных островах, выполненных из деревянных конструкций, заполненных и обсыпанных камнем.
Семь пролетов моста перекрывали арки из чугунных блоков, восьмой пролет у берега Васильевского острова был разводной. В середине реки, где русло более глубокое, опоры стояли реже и пролёты увеличивались. Массивные и одновременно ажурные перила моста были украшены изображениями символов водной стихии. Освещение моста газовыми фонарями в виде колонн коринфского ордера, поставленных на пьедестал, было разработано по проекту инженера Д. Цветкова. В 1854 году на мосту по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера была построена часовня в честь святого Николая-Чудотворца — покровителя моряков.
В 1936-1938 годах мост Лейтенанта Шмидта реконструирован по проекту Г. П. Передерия при участии К. М. Дмитриева в связи с возникшей проблемой пропуска наземного транспорта и с необходимостью прохода крупнотоннажных судов, двигавшихся по Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому водному пути. Чугунные арки заменили трехпролетными балочными цельносварными стальными конструкциями. Мост стал шире, увеличился в размерах и созданный по проекту архитектора В. И. Крыжановского разводной пролет, размещенный посередине моста. В целях экономии средств и времени использовались подводные части старых опор. В 2005 — 2007 году мост пережил вторую масштабную реконструкцию в своей истории.
Выставка в особняке Румянцева экспонируется в парадном зале невской анфилады, из окон которого открывается вид на Благовещенский мост. В числе экспонатов выставки проектный чертеж моста С. В. Кербеза; закладная табличка 1845 года, модель часовни Святого Николая-Чудотворца, фрагменты решетки моста; литографии, сделанные по рисункам И. И. Шарлеманя и других авторов в середине ХIХ века, фотографии.
|