c 6 сентября по 13 октября 2007 г.
В начале сентября в Галеее Глобус открывается выставка «1×45 ХУРДЭН» молодого монгольского художника Батзорига Дугарсурена, именующего себя БАЗО.
Второй вернисаж Галереи Глобус представит петербургской публике современное искусство из центральной Азии. Таинственное слово ХУРДЭН (хурд — колесо, монг.) не имеет точного перевода на русский язык и означает непрерывное вечное движение, выраженное в форме круга. Философия и символика круга в их восточном понимании — суть выставки БАЗО.
Андрей Хлобыстин о выставке: МОНГОЛЬСКИЙ КРУГ
АКТУАЛЬНАЯ МАНДАЛА
(санскр. mandala = «круглый, круговой»)
(СИЛОВОЕ) ПОЛЕ КРУГА
Вторая выставка галереи Глобус последовательно оправдывает ее название (гео-культурные амбиции, направленность ее деятельности, обозначенных в ее названии задач, интересов), представляя экзотическое и загадочное для нас современное монгольское искусство.
Монголия, еще не амортизированная мировой индустрией туризма, остается манящей сказочной страной, окутанной легендами. Эта центрально-азиатская страна постепенно входит в моду. В последние годы туда устремились представители художественных кругов. Для современных русских людей образ Монголии преломляется в самых разнообразных формах: трудах Л. Н. Гумилева, фильме Михалкова «Урга — территория любви», группе под названием «Монгол Шудан», книгах Мураками и Пелевина, инсталляциях из юрт Кулика, Шнура и Африки. Молодежь, интересующаяся эзотерикой, или историей религии, возможно, и не помнит советский фильм 1920-х гг. «Потомок Чингисхана», но увлекается фигурой барона Унгерна, буддизмом, шаманизмом и многозначительно употребляет термины «внутренняя» и «внешняя Монголия». Можно сказать, что выставка художника БАТЗОРИГА ДУГАРСУРЕНА, именующего себя БАЗО, приоткрывает завесу тайны, которой для нас является молодое искусство Монголии.
БАЗО работает с простой и превосходной формой круга, энергию которого, по его словам, монголы использовали с древности. Живописуя разноцветные круги на холстах, создавая многосоставные деревянные «колеса», или прочерчивая окружности на земле с помощью причудливых архаических конструкций из бревен, веревок и камней, художник проявляет достаточную изощренность. Круги БАЗО вызывают самые широкие ассоциации: от юрты, шаманского бубна, гончарного круга и сложной символики круга в буддизме, до западного ленд-арта, оп-арта Вазарели, шелкографических серий Уорхола и вплоть до спиралевидных галактических завитков.
В данной нам свыше символике разнообразных фигур, создающих организованное пространство Космоса, сходятся мировоззрения различных религий и народов. Круг — один из наиболее емких «мифопоэтических» символов, воплощающих совершенство божественного мира (Р. Генон), круговорот жизни, временные циклы природы и общества. В «Словаре символов» Н. Жюльен говорит, что «центр — это точка, откуда берет начало движение, а в более широком смысле и сама жизнь», а круг — бесконечное «развитие» центральной точки. Движение — одна из главных «ипостасей» круга — подводит к представлению о колесе вечности, которое воплощается в форме лабиринтов, курганов, городов, цирков, храмов, ритуальных перемещений вокруг святынь, танцев (вращения и хороводы) и даже аттракционов и денег (одновременно и динамика, и надежное постоянство). Хелмскрингла (см) мировой змей. Фортуна.
В Монголии на протяжении веков сосуществовали несколько религиозных традиций: от шаманизма до христианства (в несторианской версии) и суннитского ислама, но главным стал официально признанный буддизм тибетского толка, который в стране исповедует подавляющая часть населения. Со времени Чингисхана буддизм (известный в этих землях еще со II в. до н.э.) несколькими волнами приходил в монгольские степи. Ныне в стране, в условиях религиозного плюрализма, можно наблюдать новую волну распространения буддизма, которая парадоксальным образом идет уже не из Тибета, а с Запада, что придает ему новую специфику.
В буддизме с кругом связаны важнейшие мировоззренческие представления: КОЛЕСО САНСАРЫ — круг перерождений всех живых существ; ЧАКРАСАМВАРА — Круг Высшего Блаженства и одновременно божество медитации (в 1936 г. посвящение в Чакрасамвару получил Н. К. Рерих); КАЛАЧАКРА — круг времени; МАНДАЛА — символ божественного мира.
Многие из обозначенных выше интерпретаций круга применимы к работам БАЗО. Они воплощают символику круга, сопутствующего монголам на протяжении всей истории их существования, как в быту, социальной жизни, так и в сакральных сферах. Им принадлежит одна из самых интересных материальных аллегорий динамического круга — юрта, поставленная на колеса. Экологичные, изысканно фактурные, телесно выразительные, пульсирующие своим силовым полем и одновременно мистические круги БАЗО позволяют говорить, об энергетическом понимании художником природы своего искусства. Оно устанавливает баланс симпатического взаимодействия между земными и космическими формами в их бесконечном становлении.
Андрей Хлобыстин
Биография художника:Батзориг Дугарсурен (Базо)
Родился в 1979 г. в Сухэ-Батор, аймак Баруун-Урт.
Образование:1997-1999 колледж дизайна Setgemj. Улан-Батор. Монголия
1999-2004 Монументальная живопись. Университет Культуры и Искусства. Монголия
Выставки: 2002 Новый ветер. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2002 Анти — Террорист. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2003 — 2006 Весна. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2004 — 2005 Mongol Naadam. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2004 — 2005. Осень. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2004 — 2005 Образ женщины в искусстве. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2004 Чести почетного художника Д. Амгалана. Улан-Батор. Монголия
2004 Графика. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2004 — 2005 Избранные работы года. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2006 Великий МОНГОЛ. К 800-летию Монгольской Империи. Улан-Батор. Монголия
2006 Арт Лагерь. Монголия
2006 Искусство Страны. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2006 Смелое новое искусство. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2006 В погоне за идеальным пониманием. Khanady Art. Улан-Батор. Монголия
2006 Золотая Щетка 1. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2006 Голубое Солнце. Улан-Батор. Монголия
2006 Линия. Khanady Art. Улан-Батор. Монголия
Персональные выставки: 2006 Бренд Монголии в современном искусстве. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
2006 Базо. Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия
Награды:Первое место «Весна-2007». Монгольский Союз Художников. Улан-Батор. Монголия