c 10 сентября по 11 октября 2007 г.
Проект Виталия Пушницкого «Письма с окраин империи» откроется в галерее «Альбом» 10 сентября 2007.
Письма с окраин империи
Сразу признаюсь, что несколько витиеватое название было навязано художнику куратором. Сам же художник никогда так пышно не выражается, предпочитая простые и ясные формулировки, хотя, иногда, и грешит латынью — сказывается академическое образование. Метафора названия, впрочем, естественно возникла в ходе обсуждения идей нового проекта, когда оказалось, что уже знакомые темы Пушницкого: письма без адреса, отпечатки каменных посланий могильных плит, рассыпающиеся от света и времени черно-белые фото, наблюдени е за облаками с высоты птичьего полета, восходящая к Пиранези выверенность пропорций архитектурной графики — складываются в очередной «простой» вопрос — о предназначении искусства, его послании и неизвестности конечного адресата.
Впрочем, иного от Пушницкого уже ожидать и не приходится — любые вопросы к себе и миру он экстатически доводит до метафизической крайности.
Эпистолярный жанр записок восходит к античной классике времен Римской империи, и его рождение во многом было обусловлено иным переживанием разъединенности и протяженности пространства, делающим личное общение адресатов невозможным. Но для нас более интересно другое слагаемое — различие в оптике зрения, двойственность оценки одних и тех же явлений, зависящая от расположения наблюдателя, либо вовлеченного в самую гущу событий имперской столицы, либо оценивающего происходящее с удаленных ее окраин.
Но и не то лько это. Само переживание «frontier» — жизнь на границе «культурного мира» в постоянном ожидании набегов «варваров» — была способно превратить даже здравомыслящего и прагматичного наместника в рефлексирующего философа.
С тех пор, собственно, (несмотря на кажущуюся глобализацию и информационные технологии), ничего не изменилось и оставленные без ответов вопросы «писем с окраин империи» оказались благополучно переданы в наши руки вместе со всем сводом европейской классики: Рим проходит огнем и мечом по с амобытным культурам, почти не замечая их, Атилла-гун с победой, но грустью взирает на развалины поверженного Рима, Каспар Давид Фридрих этим же руинам умиляется, толпы туристов множат цифровые фотообразы исторических развалин, а Терминатор уже грозит из будущего: «I’ll be back».
В экспозицию выставки включены как уже известные работы Пушницкого (прочитанные в новом качестве), так и новые произведения. В первом зале представлены: «Фроттажи» — оттиски текстов с каменных плит на кириллице и латинице, сделанные на заброшенном петербургском кладбище позапрошлого века, покрытые затем фотоэмульсией с отпечатками «случайных» кадров исторической фотохроники. А так же серия «Messages» — плоские графические объекты в форме запечатанных открыток, где «высокая» эстетика классического архитект урного рисунка римских руин смешивается с «обыденным» комментирующим текстом на итальянском языке, найденном в путеводителе.
Во втором (затемненном) зале, расположены всего два подчеркнутых светом объекта: огромный рисунок графитом — образ города, увиденного сверху в разрыве облаков и свето-теневой архитектурный рельеф, где та же тема обыгрывается в трехмерной плоскости. Скульптурные объекты, позволяющие широко экспериментировать с неклассическим подручными художественными материалами — одно из последних увлечений художника.
На этот раз материалом, из которого созданы объекты, становятся жерди обветренного временем деревенского забора, окружавшего дом предков Пушницкого в глубине Псковской области.
Преобразованный и доставленный из пасторальной деревенской глуши в эстетское пространство галереи, забор на глазах превращается в _ античные руины. Руины вполне органичные для бывшей имперской столицы. Впрочем, призма, встроенная в глаз художника, не пропускает к хрусталику глаза сиюминутных «горячих новостей» . В удалении к фронтиру их мелочность и тщета кажется очевидной.
«…Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом. Разыщу большой кувшин, воды налью им_ Как там в Ливии, мой Постум, — или где там? неужели до сих пор еще воюем?» (И. Бродский)».
Куратор проекта Дмитрий Пиликин
Выставка продлится до 11 октября ежедневно с 12-00 до 19-00 кроме пон.
|