c 13 декабря 2007 г. по 29 февраля 2008 г.
Галерея дизайна / bulthaup Санкт-Петербург представляет проект Марины Любаскиной «Поцелуй через яблоко» — серию картин, рисунков, фотографий, дизайнерских работ, созданных на протяжении последних лет как размышление на тему искушений в современном мире.
«КАРТИНЫ ИСКУШЕНИЙ» МАРИНЫ ЛЮБАСКИНОЙ Маргарита Костриц
Я в берлинской мастерской Марины, — упакованные холсты, стопки рисунков, на стенах большие листы фотографий. Как и всякий русский художник, живущий за рубежом, она существует между Петербургом, Берлином и Москвой.
Марина Любаскина — график, признанной калининградской школы, — острота, широкий размашистый почерк рисунка отчетлив во всем. «Багаж» живописи, почти два десятилетия, натюрморты, портреты, но главное, ее мифологические истории, — картины с придуманными героями.
Картины — это мир, в которой она позволяет себе размышлять, выстраивать свою игру с персонажами, сочинять для них предлагаемые обстоятельства. Марина часто возвращается к ним, пытаясь «дорассказать» их истории, сделать объектами в своем новом, серийном видении. В суетной жизни художницы — от проекта к проекту, они — как будто «зарисовки на полях».
Во внешних проявлениях Марина — художник активной жизненной позиции. Именно это качество позволило ей найти свою тему среди множества работ крупнейших художников в известном международном проекте нового Рейхстага («Жизнь, Любовь, Свобода», 2000). Действие, движение, часто артистический жест в основном сопутствуют ее творческой направленности. Но постоянные соотнесения своего внутреннего я с реалиями современной художественной практики оказываются все более подвижными и неоднозначными.
Возможно поэтому рефлексия на тему искушения как истории с яблоком столь неожиданна и разнопланова. Яблоко возникает как связующее звено в снежном коме сюжетов, отношений, историй, которые начинают выстраиваться в графических листах, картинах, фотографиях и новых медиа. Постепенно оно становится сюжетным символом и даже выходит за рамки положенного ему «картинного существования».
Живописные истории носят характер скорее декоративный, нежели содержательный, их привлекательность — в стремлении к художественной открытости и провокативности. Они вне времени и пространства. Вот любовники, подобные «анимационным» жонглерам с яблоком (Диптих «Танец с зеркалом», 2005).
Это персонажи сочиненные, откровенно театрализованные, они оживают, соединившись в остроумной композиции двух графических листов. Рисунок фигур, переходящий из одного листа в другой, создает своеобразную изобразительную мозаику. Любовники жонглируют, рискованно раскидывая яблоки, превращая их в объект медитации. Легкую беззаботность парящих «существ», с широко открытыми на мир глазами (например, «Дама, размышляющая о техническом прогрессе…», 2005), Марина заимствует из прошлой игровой мифологии искусства 80-х годов, но исследует ее на свой жесткий графический манер (Диптих «Художник и модель», 2004).
В следующую серию художница «выпускает» полугероев — существ, жадных до романтических игр, но уже других по своей природе, — их тянущиеся к плодам руки не изменяют бесплотного существования. Жестко очерченные фигуры монстров как будто оккупировали, помимо воли художницы, только что загрунтованные, не тронутые цветом, белые холсты (Триптих «Желание красного яблока», 2006).
Здесь яблоко становится все более визуальным объектом, а затем и вовсе дизайнерски осмысленным предметом. Так возникают единые модульные системы («Мюрмюристические формулы», 2005), словно призванные наполнить наше пространство искушений, — «целое из двух половин», системы «шесть на четыре», или системы высот и горизонталей и многое другое. Мощная яркая графика тактильна по сути и граничит с дизайнерской завершенностью. В таком диалоге структур часто используются изображения как графические знаки, которые чередуются, слагаясь, по выражению художницы, в своеобразные «Мюрмюристические формулы», или тихий доверительный разговор со зрителем.
Иногда сюжеты живописных аллюзий Марина переносит в реальную жизнь, создавая свои акционистские серии. Теперь она всякий раз отсылает «искушение» к реальным героям жизненных историй. Опыт зарубежной художественной жизни здесь оказывается чрезвычайно важным. Это прежде всего, стремление не просто понять, а участвовать в событии, примеряя на себя роль новых персонажей. Вот Марина — регулировщица на знаменитой дороге к Рейхстагу, а здесь уже она, в новейшем платье из туалетной бумаги, очищает мир в перформансе «Оргазмус» (2003) или раскидывает листовки в акции «Большая стирка» (2002).
Параллельно Марина занимается фотографией, которая осваивается ею сразу в различных направлениях, — коллажной фотографией и попыткой сделать свою «версию» strait photography. Так возникает серия «Apple Kiss» (2006), где каждый из сюжетов выстраивается как легкая игра с яблоком в будничной жизни. Ее фотогерои сидят в кафе, разговаривают, целуются, находятся во всевозможных вариациях человеческих отношений, не замечая искушения.
Простейший сюжет на пленке — всего лишь чистый «холст», где смысл фотографии «перекраивается» живописью. Создаются как будто две параллельные истории, просматриваемые в некоем взаимодействии между миром реальным и мифологизированным. В фотосериях Марина примеривается к сюжетам классической иконографии, но «прочитывает» их в своем ироничном ключе.
Странные автопортреты-тондо (2006) — лежащие обнаженные воспринимаются как своеобразный собирательный облик ушедшей картины. Здесь нет нового содержания или заимствованного сюжета, а скорее, перевод в новые медиа, которые дают возможность изображению оставаться «подобным», неясным воспоминанием. В нем гасятся яркие атрибуты сиюминутных, гламурных реалий, что обычно «высвечивает» простая бытовая фотография. Современная «Даная» или «Венера с зеркалом» среди цветов и плодов, как часть этой россыпи искусственного и «прекрасного», растворяясь во всеобщем и не индивидуальном, в массовом и всеобещающем…
Но все же в картине присутствует некий персонаж — искуситель — существо, подобное ангелу, держащее ничего не отражающий белый круг вместо зеркала. Все это нагромождение изобразительных ассоциаций Марина словно перечеркивает своей размашистой кистью, оставляя лишь намек, желания и вопросы.
Как художник Марина Любаскина почти всегда балансирует на грани, то радостно погружаясь в иллюзорную среду бескрайней благодати и благополучия, то «выныривая» в сторону предельной открытости и простоты. Тогда появляются резкие акцентные фотографии и рисунки (серия «Иду на контакт», 2005), где в окрашенной новыми интонациями лирике популярные сюжеты — испытания яблоком — уже не обязательны.
Марина Любаскина закончила графический факультет Санкт-Петербургского Педагогического Университета им. А.И.Герцена в 1887 году. Со времени своей первой выставки в 1984 участвует во многих проектах в Санкт-Петербурге, Москве и Берлине. С 1997 живет в основном в Берлине (Германия).
Работы Марины Любаскиной в «жанре» графики и фотографии отмечены предельной концентрацией художественного выражения и внутренней энергией. В своем творчестве она фокусируется на создании своеобразных сюжетов, сцен с сочиненными «игровыми» персонажами.
Объект Любаскиной «Жизнь, Любовь, Мир» приобретен в собрание музея Рейхстага (2004). Произведения художницы находятся в музейных и частных собраниях России, Люксембурга, Германии, Франции и США.
|