c 8 сентября по 24 ноября 2005 г.
С 8 сентября — 24 ноября 2005 г. в Елагиноостровском дворце-музее пройдет выставка трех ведущих современных петербургских художников по стеклу — Евгении Вихровой, Натальи Гончаровой, Натальи Малевской-Малевич.
Выставка во многом уникальна.
Специально для нынешней экспозиции произведениями этих художников из своих коллекций поделились Русский музей, Музей истории города, Гатчинский музей, ЦВЗ «Манеж», а часть экспозиции составлена из коллекции Елагиноостровского дворца-музея.
Востребованность произведений этих мастеров очевидна, ибо в них воплотились характерные признаки наших дней вместе с вневременной способностью настоящего искусства к диалогу со зрителем.
А еще, три этих замечательных художника — ровесницы и отрадно, что именно на территории нашего музея они совместной выставкой ENN (Евгения, Наталья, Наталья) решили отметить свой — один на всех — юбилей.
Три женщины — три судьбы. Они принадлежат к первому послевоенному поколению. Единое — любовь к стеклу, начиная с 15 лет, где вместе начали учиться в только что созданных профильных художественных классах 190-й ленинградской школы.
И оттуда все перешли в «Муху» — высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. С тех пор и по сей день для каждой продолжается поиск и утверждение своего жизненного пути, своего почерка в искусстве.
Талант Евгении Вихровой камерный, необычайно тактичный, полный интересных поисков внутри формы был отмечен еще в 1985 г., когда она получила Золотую медаль ВДНХ за новое в развитии отечественного стеклоделия: роспись по стеклу в промышленном производстве. А ранее, в 1982 г., именно как новатор в данной области она была приглашена на 1-й Международный симпозиум по стеклу Interglass в Чехословакию.
Миниатюрные вещи Вихровой, легко умещающиеся на руке, напоминают древние первоформы. Они украшены либо затейливым графическим рисунком, либо свободной кистевой росписью. Вихрова — художник детали, мелочи, миниатюры.
Игра на нюансах мелких и крупных объемов, живопись белым по белому, тактичность золота и серебра, совмещение тонкой графической линии и живописного пятна в одной композиции — все это определяет прелесть стекольных «мини-поэм» этого мастера.
Наталья Гончарова — настоящий герой нашего времени, с сильным характером, упорством, трудолюбием, лидерством и гражданской позицией. Неслучайно Наталья Гончарова была главным художником Ленинградского завода Художественного стекла — некогда ведущего производства страны.
В тяжелые для промышленности 1990-е годы, именно она не дала уничтожить уникальную коллекцию стекла этого завода, настояла на передаче целостного собрания в Елагиноостровский дворец, как профильный музей декоративно-прикладного искусства.
Экспериментируя с хрусталем, Гончарова органически почувствовала и восприняла тяжесть, плотность, упругость, густую тягучесть этого материала. Почти всегда работая в бесцветном стекле, художник играет на глубине, холодности, оптических эффектах хрустальной массы.
Один из любимых авторских приемов решения формы — алмазная грань: то геометрическая, глубокая словно металл, кованная форма огранки, то пластически мягкие, положенные в волнообразном наклоне, мерцающие светотеневыми переливами рельефы, то сетка легкого скользящего рисунка.
В ее работах напряженный образ живет рядом с образом игровым, звенящим радостно-приподнятым.
«Стекло — это и капля, и отраженный звук, и свет, и перегородка между двумя мирами. Стекло — это Галактика…» — говорит Наталья Малевская-Малевич. Стекло для Н. Малевской-Малевич — это язык настоящего общения с миром.
Ее образы во многом интуитивны, но форма всегда продумана, отстроена, выверена до мелочи. В них есть понимание самоценности каждого отдельного элемента и композиционной целостности единого художественного ряда — формы, понимание архитектоники объемов.
Уже в ранних работах появляется тот прием, к которому она будет постоянно возвращаться — к работе со стекольной массой подобно тому, как скульптор работает с глиной: лепит форму, делает выразительным и сложным объем предмета. Во многом ключ к пониманию природы ее образов таится в словах «найти важное в мелочи неожиданной».
Листья, прилипшие к велосипедному колесу, бабочки, словно сердцевины мирозданья, силуэты, тающие в молочной дымке — формы, фактуры, структуры цвета — ясность и сложность мира, узнаваемость и загадочность бытия.
Понимая стекло как часть Природы, как органический всей физике мироздания материал, Наталья Малевская-Малевич заключает в него свои чувства и мысли, свое поэтическое, живое движение души -интригуя, ведя за собой зрителя, давая новую жизнь стекольному образу.
Адрес: Санкт-Петербург, Елагин остров, дом 4. ЦПКиО им. С. М. Кирова.
Станции метро: «Крестовский остров», «Старая деревня».