c 8 сентября по 1 октября 2005 г.
8 сентября в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается фотовыставка известного немецкого фотографа Андрея Райзера.
На экспозиции будут представлены три цикла произведений художника: «Доменика» («Domenica und die Herbertstrasse»), «Портреты» (фотографии знаменитостей из мира искусства: Дюрренмат, Менухин, Тарковский, Сименон, Синявский, Брандауер, Любимов и др.), а также серия произведений, созданная в Ленинграде в 1990 г.
Выставка не только даёт ретроспективу произведений Райзера, но, возможно, знаменует собой и возвращение в фотографию этого значительного мастера.
Фотокарьера Андрея Райзера развивалась стремительно: выпускник знаменитой эссенской Folkwang-Schule, он уже своей дипломной работой («Кого интересует моя беда!») заставил обратить на себя внимание — серия была издана в виде книги, получила серебряную медаль Art-Director-Club и экспонировалась в бохумском музее современного искусства.
На протяжении всех 80-х молодой фотограф сотрудничал в журналах «Stern», «Der Spiegel», «GEO» (в течение нескольких лет он проработал корреспондентом этого журнала в России) и во множестве других изданий.
Он издает несколько альбомов, удостоенных самых разнообразных профессиональных призов, ему охотно позируют знаменитости. Фотоагентство «Bilderberg», которое он создает в 1983 году в Гамбурге, быстро становится известным и авторитетным.
Однако, несмотря на столь успешное развитие профессиональной карьеры, Райзер, в силу обстоятельств личного порядка прерывает эту карьеру на достаточно долгий срок, обращаясь к фотографии лишь эпизодически (правда, при этом он остается председателем международного жюри престижного профессионального конкурса «Czech Press Photo»).
Райзер обратил на себя внимание тем, что последовательно и убежденно выстраивал свои отношения с реальностью. Эти отношения можно определить как «вживаемость»: вкус к высматриванию, азарт погружения.
Выдающимся образцом такой «вживаемости» является серия «Доменика» («Domenica und die Herbertstrasse»). При всей значимости социально-критического плана, предмет этой серии, — не просто жизнь обитательницы района «красных фонарей». В не меньшей степени это — поэтика доверия, установившегося между фотографом и героиней его фотосессии.
В 1987 году Райзер издает альбом «Портреты», в который вошли фотографии многочисленных celebrities из мира культуры: Дюрренмат, Менухин, Тарковский, Сименон, Синявский, Брандауер, Любимов и др.
Художник стремится визуализировать саму материю известности, публичности. Его модели привыкли позировать, но при этом — дозировать доступ к своей идентичности. Менее всего о них можно сказать — душа нараспашку.
Скорее, здесь уместнее вспомнить слова Бодрийара о «логике легенды и вовлеченности в неё». Однако, и здесь Райзер менее всего хочет остановиться — на рубеже знака и легенды.
Третья, после «Доменики» и цикла портретов, серия произведений Райзера, экспонируемая в Русском музее, выполнена в 1990 году в Ленинграде. Она создана как бы на стыке двух жанровых направлений в современной фотографии, которые, например, Charlotte Cotton в своей книге «Фотография как современное искусство» определяет как «Moments in History» и «Once Upon a Time», то есть фотожурнализм исторического плана и человеческие истории.
Райзер фотографировал Ленинград в самый горячий и неспокойный период его новейшей истории, когда город, бедный, но гордый и даже чопорный, всячески подчеркивающий своё историческое достоинство, был захлёстнут историческими страстями и неизбежно сопутствующей им накипью.
Серия «Domenica und die Herbertstrasse» получила золотой приз Кодака «Фотокнига -81», первый приз Art-Director-Club, в 1982 году была признана лучшей книгой среди 50 изданий, представленных немецкой книжной торговой палатой.