c 17 марта по 17 апреля 2008 г.
Август Ланин — фигура в искусстве Ленинграда-Петербурга легендарная. Даже избранные факты его биографии украсили бы жизнеописание любого мастера, а история его творчества в целом могла бы стать основой увлекательнейшего художественного фильма.
Он выделялся в искусстве 1960-х, когда на фоне доминирующего соцреализма (которому он также отдал дань в 1950-е) с энтузиазмом первооткрывателя занимался экспериментами с формой, фактурами и создавал абстрактные графические композиции, коллажи, контррельефы из дерева, листов жести, картона, проволок, веревок.
1970-е годы, в рамках государственной программы освоения Луны он разрабатывал, как бы сейчас сказали, дизайн-решение интерьера космических кораблей (официально это задание формулировалось необыкновенно затейливо и наукообразно — «проект искусственной среды активного эмоционального воздействия на электронной основе, призванный решить проблему сенсорной депривации человека в условиях длительного пребывания в космосе»).
В эти же годы он всерьез увлечен идеей синтеза искусства и техники и занят разработками проектов цветомузыкальных архитектурных объектов — некоторые из них были осуществлены на практике и установлены в магазинах техники, гостиницах, домах культуры.
В 1980-е годы Ланин обращается к фигуративной живописи и графике и на первый взгляд кажется, что, разочаровавшись в идеях прогресса, он повернул назад, в спокойное русло традиционного искусства.
Но характер созданных в эти годы большеформатных программных произведений говорит об ином: глобальность раскрытых в них тем, сложная символическая система, построенная в соответствии с принципами древнерусской живописи на сопряжении разновременных, но идейно связанных между собой сюжетов в пределах одного пространства, свидетельствуют о новом этапе поисков. Повествования Ланина о судьбах России и мира в смутные времена перемен отвечали перестроечным настроениям, но линейный и жесткий почерк архитектора лишал эти работы глазуновского псевдорусского глянца.
В 1990-е годы Ланин начал терять зрение, и это трагическое обстоятельство стало испытанием, подвигшим художника к новым свершениям. Подобно Дега, который в сходном положении занялся в конце жизни пластикой, Ланин обратился к скульптуре — так появились, созданные из алюминиевого проволочного кружева, валькирии, кентавры, Дон-Кихоты…
Только малая часть творчества Ланина стала при жизни художника достоянием публики — у него состоялось считанное количество персональных выставок. Да и многое из того, над чем он увлеченно трудился в разные годы — была работа «для себя», «в стол», не предназначенная для публичной демонстрации.
Наследие Ланина столь обширно, что полная ретроспектива его произведений и проектов смогла бы разместиться разве что в большом музейном центре. Представленная выставка включает только экспериментальную графику 1960-х и скульптуру 1990-х годов из частных собраний.
Зритель получает возможность мысленно перебросить мостик от начала творческих поисков к поздним работам мастера. Многие произведения выставляются впервые.
Валентина Войтекунас