c 14 сентября по 30 октября 2005 г.
Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII — начала XX вв. приглашает Вас в выставочные залы Конюшенного корпуса.
14 сентября в 17 часов на открытие выставки «Осень вновь…» (текстиль, стекло, мебель). (14 сентября — 30 октября 2005 г.) Текстиль — Елена Одинцова, Зоя Ленденская-Большакова, Татьяна Петрова, Наталья Меншуткина, Инна Губина, Екатерина Коровина, Александра Котельникова, Ника Куковицкая; Стекло — Ирина Павлова; куклы — Марина Апрышкина; Объекты — мебельная корпорация Dream Lake
Осень вновь, опять чаруя, Красит мне мое житье, Не пойму, за что люблю я, Но люблю, люблю ее… (Шандор Петёфи, перевод Бориса Пастернака)
Выпускников «Мухи», некогда Училища технического рисования Барона Штиглица, затем — Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, а ныне — Санкт-Петербургской высшей художественно-промышленной академии, — можно встретить везде.
Это преподаватели высших и средних учебных заведений, арт-директоры модных клубов, известные промоутеры, креативные директоры рекламных агентств, журналисты, сценаристы, архитекторы, модные фотографы, и, прежде всего, художники, безошибочно чувствующие и лихо трансформирующие форму, фактуру, цвет, семантику любой окружающей их среды.
Обучение в «Мухе» всегда давало прогрессивное образование и, возможно, даже слишком широкие взгляды в искусстве, противопоставляя их классическому академическому образованию Академии художеств. Студенты «Мухи» преобразовывали все — начиная от чайников с утюгами, заканчивая архитектурными комплексами и военной техникой. Имя этому виду деятельности пришло с Запада и на волне перестройки стало обще(всуе)употребимым — дизайн.
Справка: Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Дизайн возник в начале 20 века как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды.
Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества.
Конец 1980-х — начало 1990-х — время, когда формировались творческие принципы участвующих в нынешней выставке художников, отличалось одним крайне любопытным явлением — борьбой между крепкой советской школой декоративно-прикладного и монументального искусства с западными дизайнерскими тенденциями и contemporary art.
Проще, эстетической борьбой скульптур Мухиной и башни Татлина с Центром Жоржа Помпиду и «Писсуаром» Марселя Дюшана. Борьбой между традициями советского авангарда, сохраненными в нашей стране, с совсем еще недавно странным для нас современным положением мирового искусства.
Суть противостояния заключалась в том, что в прежние века и в советский период действующим лицом искусства являлся сам художник, а объектом — его произведения.
Ныне — действующими лицами современного искусства являются кураторы выставок, арт-критики, директоры музеев, владельцы частных собраний, художник же вместе со своими произведениями, жизнью, рабочим временем, производительностью и художественными жестами является не более, чем объектом искусства.
Отечественное художественное пространство, с любопытством приняло эту общемировую тенденцию и стало играть по ее правилам. Отечественное искусство, таким образом, приобрело знаковость, требующую расшифровки соответствующими специалистами, без которых рядовой зритель не способен разобраться, что — к чему.
Повысилась роль дизайна, одновременно с этим ушла в небытие роль декоративно-прикладного искусства в понимании его, как самостоятельного направления в искусстве.
Очень показательно эти тенденции отразились на ситуации в «Мухе». В этом признаются все участники нынешней выставки, художники ДПИ, выпускники факультетов интерьера и декоративно-прикладного искусства.
Кафедры текстиля и керамики, на которые они поступали, общепризнанно были самыми престижными, попасть туда было сверхсложно. Кафедры дизайна и промышленной графики были самыми простыми для поступления, но именно в момент обучения и выпуска потока 1992 года произошли кардинальные перемены — дизайн стал высокоприбыльной профессией, а ДПИ ушло в тень.
Как работали художники в своей профессии эти 13 лет, мы узнаем на открытии выставки, ведь многие из участников не виделись с момента выпуска. Но также ясно и то, что постепенно ДПИ реабилитируется в своих правах, становясь неким элитным подразделением дизайна, эксклюзивным искусством, обращенным напрямую к зрителю и владельцу произведения декоративно-прикладного искусства.
Ибо именно в этих произведениях, как нигде, человек чувствует живую энергетику, вложенную в них художником, теплую, таинственную или строгую фактуру материала, удивительное, неповторяемое чувство цвета, монументальность, или, напротив, изысканность образов.
Ars longa, vita brevis — выставленное на нынешней экспозиции обращается напрямую к зрителю, убирая толкователей произведений, и, будучи интересно в своей неповторимости, желает затронуть скорее чувства, нежели интеллект.
Специально для этой выставки, подчеркивая эксклюзивность визуального ряда, в качестве объемных объектов были подобраны образцы дизайнерской мебели, любезно предоставленной мебельной корпорацией Dream Lake.
|