c 10 сентября по 9 октября 2005 г.
Проект
«Точка встречи/Punto di incontro» объединяет две самостоятельные серии, сделанные авторами в творческом диалоге (Ася Немчёнок (Санкт-Петербург), Массимо Берсани (Милан)).
При этом фотографы находились в разных странах (Россия - Италия), но писали друг другу письма.
Фрагменты переписки, явленная разница и в то же время обнаруженная схожесть «пересеченных» взглядов оказались важной частью их фотографического видения, которое и придает проекту необходимую цельность.
Вот что пишет
Глеб Ершов о выставке:
«Умри, Флоренция, Иуда,
Исчезни в сумрак вековой!
Я в час любви тебя забуду,
В час смерти буду не с тобой!»
Александр Блок.
Между письмом и фотоснимком есть объединяющее начало — оно в изначальной слепоте пишущего/снимающего, пробующего наощупь, здесь и сейчас нечто, что будет потом принадлежать другому, тому, которого нет в настоящий момент рядом.
Первые фотографы, чтобы обратить взгляд снимаемого в объектив говорили: «внимание, сейчас отсюда вылетит птичка»! В нашем случае уместно вспомнить почтового голубя с конвертом в клюве.
С появлением открытых писем почтовый привет из другого города с видами местных достопримечательностей стал обыденным явлением. И сейчас в букинистах можно меланхолически отстраненно перебирать старые открытки с нехитрыми строками посланий, давно потерявшие своего адресата.
Думать о фотографии, писать об увиденном, словами касаться того же, что видит и чувствует глаз, уходить в сторону, свободно перемещаться в область воспоминаний и, конечно же, если переписка между мужчиной и женщиной — говорить о любви… нет, не друг к другу, а о том, что собственно является внутренней интригой всех заметок о происходящем, что помогает понять чувства и переживания другого как бы изнутри.
Петербург и Флоренция. Строка эта давно зарифмована в русской поэзии, она имеет свою историю и мифологию.
Переписка происходит таким образом в перенасыщенном культурными ассоциациями растворе — куда ни ступи — сплошное минное поле, и взрывов ассоциаций не избежать.
Массима фотографирует Петербург, Ася — Флоренцию. Внешне мотивы банальны и ожидаемы. Важно другое: возникающая как бы между строк в этом удвоенноом диалоге прерывистая строка чужой жизни нет-нет да и совпадет в чем-то с твоей, иногда, по касательной, почти у линии горизонта — так мерцает вдали огонек маяка, обозначая путь, идущим в разные стороны кораблям.