19 февраля 2009 г.
Четвертой и последней выставкой в Санкт-Петербурге заканчивается триумфальное турне по России фотопроекта «LIVE MUSIC» парижской фотохудожницы Александры Кремер-Хомасуридзе.
Начало было положено, ко-гда коллекция представлялась российскому зрителю в мае 2008 года в Мо-скве на Московском международном салоне изящных искусств в Манеже, затем – «летающая выставка» компании ЮТэйр «Музыка в мире и над ми-ром», в течение 6 месяцев путешествующая по маршрутам 40 самолетов авиакомпании, далее – экспозиция в Ханты-Мансийске, переданная в дар театрально-концертному центру «Югра Классик».
Завершающий аккорд музыкального фототурне «прозвучит» в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. 12 марта 2009 года состоится вернисаж выставки, приуроченный к концерту симфониче-ского оркестра филармонии под руководством Юрия Темирканова.
Фотографу Александре Кремер-Хомасуридзе оказалось под силу пока-зать закулисье музыки: рождение звуков и нот, концерты и репетиции, трепетную и каторжную работу ее жрецов и рабов над тем, что кажется эфемерным, но способно пробуждать самые бурные страсти.
Авторский проект посвящен показу невидимой части айсберга – тому миру, в котором живут и творят крупнейшие маэстро планеты: Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Евгений Кисин, Геннадий Рождественский, Наталья Гутман, Виктория Постникова, Вадим Репин, Денис Мацуев, Софья Губай-дуллина, Виктор Третьяков, Михаил Плетнев… а также Chrisroph Eschenbach, Daniel Barenboim, Marta Arguerich, Charles Dutois, Yo-Yo Ma, Nikolaus Harnonkourt, Seiji Ozawa...
Погружение «в кадр» удалось фотомастеру не только потому, что она – «своя среди своих», но и в силу острого чувства яркого момента, умноженно-го на безусловный профессионализм. Александра Кремер-Хомасуридзе – обладательница дипломов престижных французских школ фотографии EFET и IRIS, курсов журналистики известного фоторепортера Яна Морвана. Ее рабо-ты публикуют многие европейские издания: Le Monde, Paris-Match, Figaro, Elle, Diapason и др.
«За музыкантами приходилось взбираться на баррикады, – пишет в предисловии к своему альбому «LIFE MUSIC» Александра Кремер-Хомасуридзе, – Вызванивать и выискивать их между репетициями и концертами, убеждать, что фотографировать будешь только во время fortissimo, не беспокоить за два часа до концерта и беспокоить после, перелетать с континента на континент и в результате бесконечных перелетов долетаться до такого состояния, что не можешь получить багаж, потому что уже не помнишь, из какого города прилетела. Долго и мучительно объяснять местному таксисту, где находится тот вожделенный зал, в котором репетирует маэстро (а заодно и кто он, этот маэ-стро вообще такой), искать artist entrance и клятвенно заверять security, что пропуск был заказан…»
Коллекция из 80 фотографий репортажной и жанровой съемки, выдер-жанная в черно-белой гамме, демонстрирует уникальное чувство светотени, глубокое знание специфики музыкального творчества, умение уловить его ключевые моменты, острый любящий понимающий и подмечающий взгляд автора, не лишенный иронии и юмора. Порой незначительная деталь становится символом, неожиданный ракурс – подтверждением бравурного аккорда, забавный жест – свидетельством того, что знаменитый мэтр – тоже человек.
Выставка не только замечательная галерея портретов известных маэстро, но и поистине уникальный исторический материал. Для многих Санкт-Петербург является культурной столицей России, имеющий огромные исторические корни и с первых десятилетий своего существования ставшим центром русской и европейской культуры, науки и ис-кусства.
Культурная жизнь Петербурга начиналась с создания различных об-ществ, салонов, кружков и вечеров, таким образом, вернисаж Александры Кремер-Хомасуридзе имеет своё логическое завершение и продолжение.
После прощания с Россией в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии фотопроект Александры Кремер-Хомасуридзе «LIVE MUSIC» отправится во всемирное турне. Впереди – Баку, Париж, Берлин, Лос-Анджелес и Токио…