20 марта 2009 г.
Федор Толстой 1783-1873 К 225-летию со дня рождения
19 марта в Строгановском дворце Русского музея открывается выставка произведений Федора Толстого - живописца, скульптора, рисовальщика, акварелиста и медальера, одного из самых известных художников ХIХ века. Экспозиция включает около 100 скульптур, рисунков и акварелей из собрания Русского музея, Эрмитажа и Петергофа. Представлены также медали, вазы и тарелки, сделанные по эскизам художника.
Федор Толстой был мастером, всегда искавшим свои собственные, новаторские пути в искусстве. Он изобретал рецепты новых красок и клеев, использовал оригинальные технические приемы и усовершенствования и добился славы и известности, подчас работая в тех областях искусства, которые в то время считались «побочными» или даже «несерьезными». Славу в высшем свете ему принесли силуэты и акварели в духе «обманок», мировую славу – произведения медальерного искусства. Он создавал эскизы костюмов к балетным спектаклям и даже сам сочинял эти спектакли. Выбрав себе профессию художника, которая считалась в девятнадцатом веке недостойной человека аристократического происхождения, он никогда за всю свою долгую жизнь ей не изменил.
Энциклопедически образованный человек, Толстой обладал поразительным трудолюбием, подлинной интеллигентностью, сильным характером и активной жизненной позицией. Еще в молодости он пришел к принципиально важному для всей дальнейшей деятельности убеждению, что истинно талантливый человек «может с одинаковым успехом действовать» в разных отраслях искусства, нужно только освоить технику, приемы исполнения, найти «способ выражать свои мысли, идеи, фантазии». Произведения, представленные на выставке, отражают весь спектр творческих интересов Толстого.
Правнуку знаменитого дипломата графа Петра Андреевича Толстого, Федору Толстому была уготована военная карьера. Его страсть к изобразительному искусству началась с любительской «работы из воску» и посещений медальерного класса Академии художеств. А встреча с профессором скульптуры И.П.Прокофьевым помогла молодому флотскому офицеру обрести свое истинное призвание.
Талант Толстого стремительно развивался, однако на первых порах его увлечение искусством и науками вызывало негодование у родственников и знакомых, которые видели в этом бесчестие как для своей фамилии, так и для всего дворянского сословия. Но отец, братья, бабушка его стремление совершенствовать свои художественные наклонности не считали зазорным, потому охотно позировали для миниатюрных восковых медальонов, которые Толстой затем наклеивал на зачерненное стекло и вставлял в рамки. Эта уникальная портретная галерея, созданная на протяжении нескольких десятилетий, стала одним из наиболее значимых творческих свершений Толстого в области станковой скульптуры.
А вскоре и свет его не просто признал – Толстой стал самым модным художником, у дам считалось лестным получить его рисунок в альбом. Александр Сергеевич Пушкин написал об этом в своем романе «Евгений Онегин»: «…украшенные проворно Толстого кистью чудотворной»
Знаменитые «обманки» - изображения живых цветов, фруктов и птиц, «мятой» бумаги - появились в творчестве Толстого после знакомства с альбомом одного французского художника, показанного ему императрицей Елизаветой Алексеевной. Толстой посчитал, что француз слишком стремится к эффектам, и тогда императрица предложила ему самому нарисовать цветок. Толстой согласился, хотя раньше никогда этим не занимался. Он сделал множество рисунков цветов, фруктов, ягод, стрекоз и жуков, среди которых есть подлинные шедевры: «Цветок, бабочка и мухи» (1817), «Ветка винограда» (1817), «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820).
В 1810-20-е годы Толстой стал мастером модных тогда силуэтных вырезок, которые делались только с помощью ножниц. Он не был первооткрывателем этого вида искусства, но, изображая с помощью силуэтов быт крестьян и военных, сцены охот и баталий, Толстой превратил свои силуэты в миниатюрные жанровые картины («Солдаты приветствуют Наполеона», «Охота на уток», «Уличная сцена. Драка»).
В 1810 году Толстой был определен в Монетный департамент по медальерной части, где прослужил до 1828 года. Верный себе, он изучил не только художественную, но и техническую сторону медальерного искусства. И, используя достижения своих предшественников, внес огромный личный вклад в европейскую медальерную пластику. Наибольшую известность приобрели созданные им медали «Для поднесения герцогу Александру Вюртембергскому от Санкт-Петербургского ополчения», «За успехи в науках воспитанникам Академии Художеств», «В память 100-летия Академии Наук» и др. В 1842 году «за особенное искусство и отличные познания в медальерном искусстве» Толстой получил от Академии художеств звание профессора.
Художник живо отзывался на актуальные события общественной жизни. Так война с Наполеоном подтолкнула его к созданию знаменитой серии из 20 композиций, в аллегорической форме представляющих исторические события 1812–1814 годов. Композиции эти - «Родомысл девятого на десять века», «Битва Бородинская. 1812 год», «Бегство Наполеона за Неман. 1812 год» - стали художественными символами эпохи.
Искреннее преклонение перед древней Грецией сподвигло Толстого в 1814-16 гг. на создание серии восковых барельефов, в которых он с тонким поэтическим чувством трактовал избранные сюжеты «Одиссеи» («Пир женихов Пенелопы», «Телемак во дворце Менелая», «Одиссей убивает женихов Пенелопы» и «Меркурий ведет тени убитых женихов в Аид»).
Членство в масонской ложе также оказало влияние на творчество мастера. Об этом свидетельствует уникальное произведение из собрания Эрмитажа «Апофеоз президента Академии художеств графа А. С. Строганова». В этой аллегорической композиции, полной масонских символов, художник почтил память владельца знаменитого Строгановского дворца, просвещенного покровителя искусств, единомышленника.
Толстой часто занимался и проектированием предметов декоративно-прикладного искусства. На выставке можно увидеть эскизы блюд и солонок, работы Толстого, которые были преподнесены Санкт-Петербургским дворянством и купечеством императору Николаю I после коронации (сами произведения утрачены).
Среди немногочисленных, но запоминающихся живописных работ Толстого наибольшую известность приобрел «Семейный портрет». Художник изобразил жену, двух дочерей Марию и Елизавету и самого себя за работой. Мария вспоминала: «Не переставая усердно служить и заниматься лепкой своих медалей, отец мой пользовался каждым светлым утром, чтобы писать семейную картину: маменьку, Лизаньку и меня ставил на натуру, себя писал в зеркало. Картина эта писалась что-то долго. Папенька ведь не умел писать эффектными щедрыми мазками, как пишут теперь молодые художники. Ему непременно надо было вырисовать до мелочей все, что он видел». В 1897 году «Семейный портрет» Толстого был передан в новый музей - Музей императора Александра III и стал одним из первых экспонатов будущего Русского музея.
На выставке представлены скульптурные работы 1820-х-1830-х годов: терракотовый бюст-герма «Морфей» и цикл из 12 небольших медальонов, посвященных войнам России с Персией (1826–1828) и Турцией (1828–1829). Выполненный в терракоте, бог сновидений украшал спальню Толстого, то есть делался «для себя». В облике Морфея угадываются некоторые черты самого автора
В конце 1830-х годов Толстой сочинил либретто и создал эскизы оформления к двум балетам - «Эолова арфа» и «Эхо». Эти балеты не были поставлены, но рисунки Толстого сохранились и дают представление об уникальном новаторском замысле мастера.
1840-е годы в творческой биографии Толстого были отмечены, прежде всего, активным участием в создании декоративного убранства храма Христа Спасителя в Москве. Масштабы работ поистине грандиозны: в общей сложности художник вылепил 52 фигуры для украшения наружных врат. Судить о них можно лишь по редким музейным экспонатам: произведения Толстого погибли при уничтожении храма. Рисунки художника из собрания Русского музея дают представление о работе над проектами фонтанов, которыми Толстой занялся в 1850-е годы. Большинство из них осталось на бумаге, только «Нимфа с вазою» была исполнена в большом размере и стояла на Львином каскаде в Петергофе, но и она утрачена во время войны.
На закате дней, несмотря на болезнь глаз, художник остался верен себе, своему интересу к людям, к проблемам творчества, к политически важным событиям времени. Таким событием и темой последней его работы стал манифест 1861 года: художник создал медаль «Освобождение крестьян от крепостной зависимости». Даже в преклонном возрасте Толстой путешествовал, встречался с художниками и литераторами, живо откликался на многообразие новых впечатлений.
|