15 октября 2009 г.
15 октября в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка, посвященная деятельности Сергея Дягилева. Экспозиция, организованная при участии АНО «Дягилев. Постскриптум. Международный фестиваль искусств», к столетию триумфальных «Русских сезонов» в Париже включает около 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и музея Академии художеств.
Выставка в корпусе Бенуа условно разделена на пять разделов. Первый представит Дягилева, как организатора выставок, художественного критика, историка искусства и редактора журнала «Мир искусства». Второй расскажет о выставке русских и финляндских художников, проходившей в 1898 году в музее Училища технического рисования барона А.Л.Штиглица, Третий раздел экспозиции – фрагмент историко-художественной («Таврической») выставки русских портретов 1905 года. Фрагмент выставки «Два века русской живописи и скульптуры» в Осеннем салоне Парижа - это четвертый раздел. Последний раздел включает в себя уникальный театральный занавес «Элизиум», созданный Л.С.Бакстом специально для театра им. В.Комиссаржевской.
Сергей Павлович Дягилев родился 19 (31) марта 1872 в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного. Его отец, П.П.Дягилев рано овдовел, и Сергея воспитывала мачеха Елена Валерьяновна Панаева. Его родители были людьми страстно увлеченными музыкой и театром, превращавшие свои дома в Петербурге, Перми и имении Бикбарда в притягательные «культурные очаги». В доме Дягилевых еженедельно проводились музыкальные и литературные вечера. Сергей рано начал заниматься с педагогами пением и игрой на фортепьяно, участвовал в домашних спектаклях и публичных концертах, изучал иностранные языки.
После окончания пермской гимназии в 1890 г Сергей вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно обучаясь музыке у Н.А.Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. Благодаря своему двоюродному брату Дмитрию Философову Дягилев попал в кружок молодых интеллектуалов (Александр Бенуа, Константин Сомов, Вальтер Нувель, Лев Бакст, Евгений Лансере и другие), сплоченных интересом к живописи, музыке и театру, идеей художественного самообразования.
К середине десятилетия Дягилев становится полноправным членом кружка. По мере того как Бакст, Александр Бенуа, Сомов и Лансере погружались в профессиональные занятия искусством, он постепенно начинает лидерствовать. Часто посещая Европу, он зорче приятелей-художников всматривался в современное искусство и его тенденции, интересовался механизмом устройства художественных выставок, структурой и работой музеев.
К 1896 году Дягилев имел уже ряд знакомств с литературными и художественными знаменитостями Европы. Между тем в самой России кружок Бенуа оставался обособленным островком мечтателей-интеллектуалов. Первейшей задачей являлся поиск единомышленников.
В 1897 году по просьбе Общества поощрения художеств Дягилев устроил в столице две экспозиции — английских и немецких акварелистов и имевшую комплексный характер Скандинавскую выставку, представившую искусство Швеции, Дании и Норвегии, мало известное до того в России. Выставки имели успех, дав толчок поискам в отечественной живописи тех лет. Энтузиазм и энергия, широта передовых взглядов, вкус Дягилева, его неудовлетворенность ситуацией в искусстве вызвали доверие княгини М. К. Тенишевой и С.И. Мамонтова.
В это время Дягилев усиленно готовил к реализации очередной выставочный проект. Выставка русских и финляндских художников открылась в музее Училища технического рисования барона А.Л.Штиглица в Петербурге в январе-феврале 1898 года. Она дала впечатляющую картину поисков в искусстве обеих частей тогдашней страны. Картины Врубеля и Галлена составили смысловой центр выставки. Она собрала значительное число произведений всех видов искусства, отмеченных поиском национального стиля. Если финны обращались к древнему мрачноватому отечественному эпосу, то русские — к народным и литературным сказкам, истории допетровской поры и XVIII века.
Но, если дягилевские экспозиции зарубежного искусства в 1897 году критика приняла доброжелательно, то новая выставка вызвала бурю эмоций — насмешек, обвинений в декадентстве. К сожалению, от авторов из всевозможных «желтых листков» особой толерантностью не отличался маститый Стасов. Одна из претензий Стасова к Дягилеву заключалась в том, что он, единолично формируя выставку, сеял на «здоровой» ниве русского искусства семена декадентства.
Дягилеву было суждено реализовать мечты друзей о новом объединении художников и начать борьбу с академической и передвижнической рутиной. Гены потомка нескольких поколений военных, чиновников, предпринимателей и купцов способствовали тому, что художественный критик становится своего рода менеджером, организатором процессов внутри искусства. 9 ноября 1898 года вышел первый, сдвоенный номер журнала «Мир искусства», который дал имя целой эпохе в русской культуре. Он был задуман как кафедра для пропаганды новых эстетических идей, с которой звучали бы актуальные для русской культуры мысли о необходимости свободного развития искусства.
В статьях и подборках иллюстраций журнал широко освещал развитие современного искусства в стране и за рубежом. Талант Дягилева - организатора полностью реализовался в новом проекте. Он не просто привлек друзей к работе в журнале, но блестяще использовал их интеллектуальный и профессиональный потенциал, правильно распределил силы сотрудников. Вместе с ними он рос как художественный критик и журналист, постигал тайны полиграфии, формировал журнал, рассчитанный на художников и интеллектуалов. Его сотрудниками вскоре станут И.Э.Грабарь, М.В.Добужинский и С.П.Яремич, И Я.Билибин.
Важнейшей функцией журнала являлось устройство выставок современного искусства. За годы существования издания их состоялось шесть — пять ежегодных в Петербурге (1899–1903) и одна в Москве (1902). Первая из них была международной (открылась 18 января 1899 года). Ее составили 350 работ 63 художников России, Франции, Англии, Германии, Финляндии, в том числе — П.Пюви де Шаванна, А.Беклина, Г.Моро, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуара и других. В русском разделе участвовало большинство экспонентов русско-финляндской выставки, а также И.Е.Репин, Ф.А.Малявин, П.П.Трубецкой и Е.Д.Поленова. Дягилев и Тенишева ездили в Париж и по Европе, добывая экспонаты.
24 февраля 1900 года собрание участников второй выставки картин журнала «Мир искусства» выработало устав одноименного художественного общества. Организационное оформление нового объединения упрочило положение «Мира искусства» в его борьбе с академизмом и передвижничеством. Общество «Мир искусства» просуществовало до 1903 года, объединяя крупнейших русских живописцев, художников театра, скульпторов и графиков тех лет. На устроенных им четырех выставках 1901–1903 годов экспонировалось все самое интересное, что было в отечественном искусстве начала 1900-х.
Однако, разорение Мамонтова, испортившиеся отношения с Тенишевой, пытавшейся диктовать Дягилеву свою политику, шаткое финансовое положение журнала не позволили впредь устраивать международные акции.
В 1904 года журнал „Мир искусства“ прекратил свое существование. Причин было много — финансовое положение, начавшаяся революция 1905 года, спешный отъезд Бенуа за границу и занятость Дягилева на Таврической выставке. В создании Историко-художественной выставки русских портретов проходившей с 6 марта по 26 сентября 1905 года в Таврическом дворце в Петербурге Дягилев реализовал свою эрудицию ученого и интуицию знатока живописи. При подборе портретов на Таврическую выставку Дягилев руководствовался, прежде всего, художественными критериями. Несмотря на то, что время устройства выставки казалось, было выбрано крайне неудачно, выставка получилась грандиозной.
Таврический дворец представлял собой самые лучшие выставочные площади в Петербурге того времени. Вопрос о формировании интерьеров и размещении портретов был успешно решен благодаря участию художников и архитекторов: Н.Е.Лансере, А.И.Таманова, Л.С.Бакста, И.Я.Билибина, М.В.Добужинского. Афишу для выставки исполнил Е.Е.Лансере. Залы для каждого исторического периода были устроены согласно эпохе. Так, Допетровский зал был оформлен по эскизам И.Я.Билибина в старомосковском стиле — низкие палаты со сводами. Интерес к выставке был огромен, ее посетило около 45 000 человек. «История пришла! — писали газеты. — Славное прошлое России как бы с проверкой и поддержкой пришло в тяжелое для русского чувства настоящее». Она была устроена «в пользу вдов и сирот павших в бою воинов» и собрала чистой прибыли 60 000 рублей.
Выставка «Два века русской живописи и скульптуры» в Осеннем салоне Парижа была первой из международных акций С.П.Дягилева. Она открылась в Осеннем салоне 15 (6?) октября 1906 года. 750 экспонатов 103 художников заняли 12 залов Гран-пале (Большого дворца). Экспозиция вобрала лучшее из устроенных Дягилевым Таврической выставки и выставки „Мир искусства“ (1906). Фактически она охватывала больший временной отрезок, поскольку начиналась изумительной по красоте коллекцией древних икон. На ней были показаны сокровища, ранее никогда не покидавшие стен царских и великокняжеских дворцов, высших учреждений страны, а также из многих частных коллекций, Исторического музея в Москве и музея Академии художеств. В разделе искусства XVIII — начала XIX века лучшие портреты недавней Таврической выставки были дополнены пейзажами, жанрами и графикой. Сравнительно мало было живописи второй половины XIX века, работы художников академического направления, ранее постоянно представлявших искусство России за рубежом. Только портретами и немногими композициями были показаны передвижники (Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, И.Е.Репин). Из художников начала ХХ века наиболее полно были представлены М.В.Якунчикова, В.Э.Борисов-Мусатов, Л.С.Бакст, В.А.Серов и К.А.Сомов.
Выставка представляла собой конгломерат явлений, во многом мало известных не только иностранцам, но и самим русским, поскольку изучение иконы и живописи ХVIII — начала ХIХ века только начиналось. Надо было иметь тонкую интуицию, безупречный вкус и много храбрости Дягилева, чтобы, соединив разрозненные части, дать ощущение целого — образ русской культуры.
Выставка получила широкий резонанс в печати Франции, а также многочисленные отзывы и в России. С гордостью писалось о ее размахе, о триумфе русского искусства и реакции французов, о приглашении выставки в Голландию, Бельгию, Испанию и Швейцарию.
Созданные Дягилевым в России эстетические ценности явили собой целую эпоху, важнейшую для страны, — «эпоху «Мира искусства», навсегда запечатлелись в истории отечественной культуры, в национальной памяти русских людей.
|