c 29 октября по 29 ноября 2009 г.
С 29 октября по 29 ноября 2009 в Парадных залах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (Университетская набережная, 17. Телефоны для справок: 323-64-96, 323-35-78) будет проходить выставка «Автопортрет и портрет художника. XVIII-XXI в.».
Открытие – 29 октября в 16 часов. Представленные на ней более ста картин, рисунков, гравюр и скульптур демонстрируют не только развитие жанра автопортрета, но и знакомят с мало известной широкой публике прекрасной галереей портретов, хранящихся в музее. Отличительной особенностью данной выставки является то, что музей впервые привлек к участию в ней и современных художников Санкт-Петербурга – Германа Егошина, Ашота Хачатряна, Татьяну Федорову. Автопортреты замечательных русских живописцев XIX столетия из собрания музея - П.В. Басина, А.Г. Варнека, И.К. Макарова, М.Н. Чивилева дают возможность заглянуть во внутренний мир юных живописцев. Мастерством и зрелостью отличаются портреты собратьев по цеху. Наибольшее внимание привлекают работы А.Г. Варнека и В.А. Тропинина (портреты гравера Н.И. Уткина), И.С. Бугаевского-Благодарного (портрет живописца А.И. Иванова), А.А. Васильева (портрет А.Е. Егорова).
Впервые экспонируется «Автопортрет с портретом художника А.П. Рябушкина» В.В. Беляева. Великолепна изысканная миниатюра на кости, с которой на зрителя смотрит юный А.И. Мельников – будущий маститый архитектор, запечатленный в 1851 г. В.Г. Худяковым. Уникальна большая коллективная работа «Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств» 1899-1903 гг., написанная учениками репинской мастерской по эскизу Б.М. Кустодиева. На полотне помимо самого Ильи Ефимовича - Ф.А.Малявин, А.П. Остроумова, И.С. Куликов, И.Я. Билибин и др. Этот же интерьер, но уже в 1938 г. изобразил А.П. Зарубин на картине «Профессор И.И. Бродский в мастерской с учениками».
Тема мастерской художника нашла развитие в полотнах Е.Е. Моисеенко – на выставке показан один из вариантов его одноименного произведения 1970 г. К автопортрету и портретам художников в XX веке обращались многие мастера, в том числе А.П. Мочалов, Н.А. Павлов, В.М. Орешников, Е.Е. Моисеенко, Ю.М. Непринцев, А.А. Мыльников, В.И. Суворов, А.И. Васильев, А.И. Пархоменко, В.С. Михайлов. Автопортреты Г.П. Егошина, одного из членов группы «11», созданы в начале нашего столетия. Графический раздел экспозиции состоит из рисунков, гравюр и литографий.
Карандашный портрет Э.К. фон Липгарта, выполненный И.Е. Репиным в 1913 г., хотя и сделан на заседании академического Совета, прекрасно передает мягкое обаяние личности художника и просвещенного знатока искусства.
Скульптура представлена работами известных русских ваятелей И.П. Витали, Ф.Ф. Каменского, В.А. Беклемишева, Р.Р. Баха, М.Г. Манизера, А.Т. Матвеева, М.А. Керзина. Экспозиция дает редкую возможность увидеть портреты живописцев А.П. Боголюбова и В.И. Якоби в пластике живописца-баталиста П.Н. Грузинского.
Выставка сопровождается показом документального фильма о творчестве французского мастера Густава Курбэ (1819-1877), часто обращавшегося к жанру автопортрета. 14, 21 и 28 ноября в музее на фоне выставки петербургскими и иностранными художниками будут проводится мастер-классы.
23 и 24 ноября 2009 года в Конференц-зале музея пройдет международный научный семинар «Автопортрет и портрет художника», на котором историки искусства и художники из Петербурга, Москвы, Казани, Перми и других российских городов, а также из Англии и США расскажут об особенностях развития этого жанра в XVIII-XXI веке.
Куратор выставки – заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств Вероника Богдaн.
|