c 20 октября по 1 ноября 2005 г.
20 октября в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений известного немецкого фотографа и режиссера Георга Маттеса.
На экспозиция представлено 5 видеоработ и около 100 цифровых фотографий и видеокадров.
Георг Маттес - известный журналист, карикатурист, режиссёр, фотограф и видеохудожник. В 1972 году он переехал из Дюссельдорфа (Германия) в Японию и стал учеником знаменитого сэнсэя-мангаки (мастера японской анимационной школы) Исиномори Сётаро в Токио.
В течении 5 лет Маттес настойчиво и старательно придерживается указаний своего учителя, создавая собственный образ, индивидуальный стиль в создании «манги».
Слово «манга» довольно многозначно, это и политические карикатуры в газетах, и весьма популярные во всем мире японские рисованные мультфильмы.
Но для японца это, прежде всего, комиксы. Ежегодно в Японии печатается 4,5 млрд. единиц книжно-журнальной продукции. Четверть из этого числа (около 1,2 млрд. экз.) приходится на комиксы (манги), выпускаемые в виде журналов или книг.
Благодаря своему упорству, в 1973 году Маттесу удается попасть на страницы крупных еженедельных и ежемесячных изданий, которым он с успехом продает свои творения. В 1976 году он получает свою первую премию в Японии за политический комикс, направленный против коррупции.
Он создает иллюстрации для множества телефильмов, обложки для журналов, издает собственные книги и сотрудничает примерно с 650 телешоу, работает тележурналистом и представителем немецкого телевидения в Японии – это лишь некоторые виды его деятельности.
В собственной еженедельной телепередаче, идущей на протяжении 6 лет, он наглядно представляет японские обороты речи и рисует мангу про отдельные слова и понятия. Передача, изначально запланированная на три месяца, оказалась настолько успешной, что шла несколько лет. После каждой серии, у ответственных за нее «холодели руки», и они спрашивали, «когда же подходящий момент извиниться перед публикой за шутки Георга Маттеса».
Но такой момент так и не наступил. На жизнь и творчество Георга Маттеса повлияли две очень разные культуры, и их влияние четко прослеживается в его работах.
Он сам называет себя связующим звеном этих культур. С 1978 года Маттес снял более 400 фильмов-танцев. Он был первым, кто снимал танцоров в Японии обнаженными (что в те времена еще было запрещено).
Режиссер просил своих танцоров снять одежду и маски и освободить движения от заученных клише, а также вывел их на необычные площадки: под открытое небо перед японским храмом, в необычные архитектурные пространства, на перестроенную ракетную станцию или на луг посреди общественного парка.
На съемочной площадке он дает танцорам краткие указания по содержанию (Ромео и Джульетта, ревность или развитие), не проводя никаких подробных обсуждений, никаких репетиций.
Выход определен четко, все остальное – интуитивная импровизация каждого танцора. Маттес полностью доверяет ход действа танцорам, которые никогда не знают, как оно закончится («я рассказываю историю и оставляю конец открытым»).
Цель Маттеса - раскрытие потенциала простых движений японского танца. Музыкальное сопровождение всегда играло эстетически важную роль в киноработах Георга Маттеса. Многие фильмы автор озвучивал сам при помощи электронной техники. В 1992 году Маттес получил во Франции первую премию за японский танцевальный фильм. Георг Маттес вот уже более трёх десятилетий живёт поочередно в Дюссельдорфе и в Японии. За тридцать лет проведенных в Стране Восходящего Солнца, он успешно пробовал свои силы в различных областях. Его широкая известность, общественное признание и популярность обеспечены не только высоким уровнем его многочисленных телевыступлений, но его скромным поведением, «детской» открытостью и творческой увлеченностью игрой; безудержным любопытством и тонким юмором.
«Я хочу пробудить в профессиональном танцоре ребенка, независимого от его блестящего умения и танцевального расчета, ребенка только начинающего двигаться». (Георг Маттес)
|