c 31 марта по 23 мая 2011 г.
31 марта в Строгановском дворце Русский музей представляет выставку «Итальянский пейзаж в фотографиях 1950-2000-х годов», выставка знакомит зрителя с основными этапами развития итальянской пейзажной фотографии, показывая широкой публике работы известных фотографов-пейзажистов. Будет представлено 98 фотографий из архива CRAF, архива «La Gondola», архива Touring Club Italiano, Галереи «Galica» (Милан) и частных собраний. Среди авторов такие известные фотохудожники как Джузеппе Кавалли, Рикардо Перетти Грива, Бруно Стефани, Элио Чиол, Луиджи Гири, Лука Мария Пателла, Оливо Барбьери, Франко Фонтана и другие.
Этой выставкой Русский музей отмечает в 2011 году год Италии в России. Экспозиция представляет собой ретроспективный обзор итальянской пейзажной фотографии 1950-2000-х гг., дающий представление о последовательной смене художественных тенденций, о творческих союзах и поисках индивидуального стиля в фотографии, о взаимном влиянии фотографического искусства, литературы и кинематографа. Древняя и новая архитектура, городская и сельская среда, прекрасные виды, запечатленные не туристами, но тонкими профессиональными фотографами, знающими и понимающими изнутри свою страну, составляют основу экспозиции.
Самые ранние из представленных работ – фотографии послевоенного времени. Среди них – работы пикториалистов (Сильвио Мария Бужатти, Рикардо Перетти Грива), сосредоточенных на традиционном исполнении пейзажа в том ключе, который задавали художники. Работы Бруно Стефани - это уже попытка передать нейтральное и объективное представление о стране с помощью фотоаппарата. Именно с 1950-х годов происходит постепенная смена ориентации итальянской фотографии в сторону документирования реальности, что было связано с массовым распространением иллюстрированных журналов, рассказывающих об итальянской общественной жизни после Второй мировой войны.
Неореализм, сочетая в себе документальность с творческой интерпретацией, стал объединяющей основой для участников многочисленных творческих объединений, возникших в послевоенное время («Centro per la Cultura nella Fotografia», «Gruppo Friulano per una Nuova Fotografia», «La Gondola»). При четко сформулированных манифестах, в этих творческих союзах сохранялось необходимое для каждого из участников пространство свободы, позволявшее создавать собственный, индивидуальный стиль.
Итальянская фотография 1960-х гг. представлена на выставке такими именами талантливых пейзажистов, как Туллио Стравизи, Джорджо Джакобби, Джанни Беренго Гардин, Тони Николини, Элио Чиол, Уго Мулас.
Начиная с 1970-х гг., фотография постепенно перемещается от газет к галереям искусств. В те годы появились собственно художественные работы фотографов, для которых пейзаж был концептуальной разработкой. На экспозиции можно увидеть работы Луки Марии Пателлы, в которых фрагменты итальянских пейзажей открываются за передним планом, сделанным из натюрмортов. Франко Фонтана в своих фотографиях передает настоящую абстракцию природы, сочетая гармонию цветов и максимально упрощенных форм. Марио Джакомелли также работал в тесной связи с абстрактным искусством и поэзией, находя самые выразительные ракурсы для съемки. Роберто Сальбитани в своем фотографическом проекте «Оккупированный город» (1972-1984) отражает массовое присутствие рекламных щитов в итальянских городах.
К середине 1970-х гг. сформировался фотографический опыт, на котором было воспитано и достигло зрелости поколение авторов, ставших значимыми не только в итальянской, но и в международной пейзажной фотографии: Луиджи Гирри, Габриэле Базилико, Миммо Йодиче, Франческо Радино, Джордж Тэтдж. Продолжает развиваться и фотожурналистика. Так в работах фотографа Витториано Растелли, выполненных для итальянского журнала «Epoca», раскрывается тема уничтожения природного пейзажа из-за небрежности или произвола людей. В 1989 году Изабелла Колоннелло подготовила проект «Мусорные места: Италия».
Работы периода 1980-начала 2000-х гг. таких фотографов, как Лука Кампиготто, Васко Асколини, Валерио Ребекки, Оливо Барбьери, Чезаре Коломбо, Гвидо Гвиди, Марко Дзанта отражают противоречивое сосуществование исторической архитектуры, индустриальных зданий, меняющихся урбанизированных пространств. Новое поколение авторов (Массимо Витали, Бриджит Нидермейер, Маурицио Келуччи, Джанлуиджи Колин), работает уже в эпоху цифровых технологий. Изображение пейзажа в этот период становится концептуальным действием и заставляет размышлять о технологии и творчестве в их разнообразных аспектах.
Выставка организована при поддержке Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге и Центра исследования и архивирования фотографии (CRAF), Италия, Лестанс (Порденоне).