c 8 ноября по 27 ноября 2005 г.
Главный организатор и многолетний куратор фестиваля "Осенний Фотомарафон"
Валерий Козиев (ВАЛЬРАН) представит свою
первую персональную ФОТОвыставку «Крыши Петербурга». Открытие выставки 8 ноября 2005 в 18.00.
Если вы хоть однажды взглянули на город из окна мансарды знакомого художника или из простого чердака, с высоты Исаакиевского собора или шпиля Петропавловки, вы, несомненно, были поражены открывшимся зрелищем и поняли, что Город сверху и Город снизу — это две разные планеты.
Безлюдный и прекрасный город крыш — это всё-равно, что синее небо над серыми облаками, в которое мы вторгаемся на самолёте. Отсюда точно ближе к луне и звездам.
На фотографиях Вальрана вы увидите крыши старые, облезшие от дождей и снегов, опутанные проводами, антеннами и трубами, разноцветными заплатками затесавшиеся между сверкающими на солнце новыми крышами.
Лишь шлемы куполов, шпили разной высоты и пожарные вышки «вертикалят» это пёстрый ковёр. Сначала кажется, что никто не обитает в этом таинственном пространстве. Однако присмотритесь — и вы обнаружите тоненькое деревцо в разорванном фронтоне, ворону с подбитым крылом на излюбленной антенне, примостившихся на карнизе голубей.
А вот на крышах дворцов и особняков полно каменных обитателей — скульптурных ангелов, разного рода олимпийских богов, несущихся коней, есть даже девушка с серпом.
Впрочем, хоть и подать рукой до этой обманно-слитной в направлении горизонта плоскости, мы всё же привычнее ощущаем себя с ёё «изнанки».
Куда комфортнее путешествовать по крышам с Вальраном, который, может быть, с риском для жизни неведомыми способами покорил не один десяток питерских крыш.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтобы видеть снег.
Неву и облака…
А. А. Ахматова
ТОПОГРАФИЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ КРЫШ
Вдохновение, которое черпает Художник из этого, конечно же, возвышенного мира петербургских крыш, удовольствие исключительно урбанистическое. Впрочем, хоть и подать рукой до этой обманно-слитной в направлении горизонта плоскости, мы всё же привычнее ощущаем себя с ёё «изнанки».
Куда комфортнее путешествовать по крышам с Вальраном: «Да это Коломна!», «А ТУТ я жил… на Васильевском…», «А ЭТО где?».
Разгадывая очередную топографическую загадку, внезапно задаёшься вопросом о способе покорения Художником высот.
Перед глазами возникает воображаемая мизансцена: Вальран с горящим взором убеждает мифическую ключницу отворить врата чердачного рая. И вот уже с песнями о том, что «Лучше гор могут быть только крыши», мы разглядываем новенький шпиль Инженерного замка, попутно догадываясь вдруг, что не лучше ли уж было несчастному императору схорониться где-нибудь повыше, глядишь — и история получилась бы с другим финалом…
Изобилие невиданных ракурсов и всё новых адресов обещает удовольствию бесконечную протяжённость во времени. Впрочем, Вальран нам его существенно экономит, ведь у него в запасе не одна сотня завоёванных крыш.
АНАТОМИЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ КРЫШ
С дотошностью заядлого коллекционера Вальран исследует бесконечное разнообразие кровельного ландшафта, заплатанного cтарой жестью, оцинкованным железом, а иной раз даже и новенькой, не успевшей ещё позеленеть, медью.
В коллекцию вперемешку попадают трубы, провода, золочёные кресты на куполах, редкие флюгера, упитанные вороны, карнизы, дождевые лужи, провалы дворов-колодцев, портики, сандрики, антенны etc…
Анатомическая классификация проста: вот вам крыши парадные, вот крыши простецкие. И всё же даже самые обычные крыши приобретают изысканные фактуры, цвета и планы в призме вальрановой оптики.
МИСТИКА ПЕТЕРБУРГСКИХ КРЫШ
Город похож на гигантский муравейник: миллионы людей и машин без устали день- деньской спешат по откатанным маршрутам. Только параллельный безлюдный мир крыш хранит таинственное мистическое молчание, побуждающее к осмыслению бытия.
Персонаж Ф.М,Достоевского переживал, наверное, подобный контраст: «В этом новом мире промелькнула для меня полоса жизни, совершенно фантастической, над нравственной природой моей пронеслось страшное мистическое веянье, — но, с другой стороны, я узнал с его запахом, довольно тусклым, и цветом, довольно грязным…странно пошлый мир».
Вот вам и мистика петербургских крыш. Не хотите попробовать? Впрочем, вниз смотреть не рекомендуется, во избежание несчастного случая.
Ну, а для полной картины, необходим иной угол зрения на крыши, не затуманенный образами, хотя бы и подсознательными, и позволяющий осознать крыши как единый пейзаж в природной раме окрестностей, т.е. с высоты орлино — вертолётной.
Чтобы ощущался Город как «нечеловеческое существо» (Н.П.Анциферов). Однако, это уже метафизика…
Евгения Логвинова.