c 8 декабря 2005 г. по 9 января 2006 г.
Юрий Матвеев начал делать
концептуальную (проектную) фотографию* еще в 70-х годах прошлого века. Само слово «концептуальность» только-только входило тогда в интеллектуальный оборот и употреблялось исподволь с оглядкой на знатоков и стукачей.
Официальные фотографы — преданные объективы Партии — щеголяли бравурными репортажами, нелегалы-любители, объединенные всесоюзным клубным движением, насмерть рубились на бесчисленных турнирах в ознаменование очередной годовщины дорогого имени-отчества.
Здесь процветал «репортаж с живинкой», салонная фотография с мотивами будущих обоев и конскими кличками типа «Весенний этюд» и, наконец, к тайной гордости устроителей, — сложные методы печати, фотохимические финтифлюшки вроде соляризации и ФДП.
И вот в этом-то невеселом болотце и завелась концептуальная фотография. Выведенная мичуринскими методами из газетного дичка и заморского поп-арта она отпугивала исповедальностью, тревожила какой-то жутковатой растерянностью в духе немого кино, обещая, отзаикавшись, сообщить нам что-то важное…и увязала в паузах.
А потом оказалось, что это-то и было главным. Эти паузы, эта «тишина и пустота», эта энергия нарастающих интервалов,- между строк, за текстом, вне поля зрения. Эти пробелы, эти перепрыгивания со льдины на льдину тающих и крошащихся тире…
* «Проектность и концептуальность — близкие родственники. Их роднит системность, операционность, изгнание непосредственности из своего инструментария, то есть своего рода умышленность арт-практики.
Однако между ними есть кардинальные различия. Проектность художественного мышления твердо знает свою нишу — это реализация конкретных задач: создание предметов искусства или материальное оформление процессов жизни.
Концептуальность твердо своего положения в мире так и не определила. Она предполагает постоянный самоанализ и самоописание, непрерывный поиск своего операционного поля.
То растворение в жизни, то есть концептуальная идентификация с ней, то уклонение, сосредоточенность на собственном языке, герметизм. Словом, то отвращение от жизни, то к ней безумная любовь.»
(Из статьи А. Боровского о выставке фотографий Б. Смирнова)