c 21 декабря 2005 г. по 21 февраля 2006 г.
20 декабря 2005 года в 15.00 в особняке Румянцева (Английская наб,, 44) в рамках Международного Санкт-Петербургского Хармс-фестиваля открывается выставка «Кругом возможно Хармс».
Она приурочена к 100-летию со дня рождения выдающегося мастера литературного абсурда. На выставке представлено около 100 уникальных экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга: живописные и графические работы, фарфоровые статуэтки, выполненные художниками — современниками Даниила Хармса.
Дополняют экспозицию фотографии начала ХХ века из частной коллекции. Большинство произведений экспонируется впервые.
Даниил Иванович Хармс (Ювачев) (1905 — 1942) — поэт, прозаик, драматург. В 1920-1930-х годах принимал активное участие в литературной жизни Ленинграда. С 1926 г. — член Всероссийского союза поэтов.
Один из основателей литературной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). С 1928 г. сотрудничал с детскими журналами «Чиж» и «Еж». Автор целого ряда стихотворных и прозаических произведений, построенных на принципах гротеска и абсурда.
Жизнь и творчество Даниила Хармса неразрывно связаны с городом на Неве. Петербург — Петроград — Ленинград всегда, явно или незримо, присутствует в произведениях писателя.
Однако, в интерпретации Хармса образ города далек от овеянного мифами Петербурга и реального Ленинграда; это некое причудливое городское пространство, преображенное стремлением поэта разрушить любую упорядоченность, логику, здравый смысл.
В пьесе «Комедия города Петербурга» (1926-1927) он назвал этот ирреальный город «Летербургом». Его черты проступают в произведениях многих художников 1920-1930-х годов, чье творчество идейно и стилистически было близко поэзии и прозе Хармса.
Выставка в особняке Румянцева, объединившая работы Михаила Матюшина, Татьяны Глебовой, Николая Лапшина, Алевтины Мордвиновой, Николая Тырсы, Всеволода Сулимо-Самуйлло и других, демонстрирует облик и раскрывает скрытый характер странного фантасмагорического «Летербурга» — города Хармса.
Его абсурдность и инобытийность прослеживается в работах филоновца Георгия Новикова и Бориса Ермолаева, портретах Татьяны Глебовой, в легких, «инфантильных» произведениях Ольги Гильдебрандт-Арбениной, в пейзажах Михаила Матюшина, построенных по законам теории «расширенного смотрения».
Часто ощущение абсурда вызывают вполне реалистические сюжеты. Бытовая среда, формировавшийся в Ленинграде 1920-1930-х гг., советский уклад жизни, сами по себе во многом нелепые и алогичные, нашли отражение в городских зарисовках Александра Вахрамеева, Владимира Гринберга, Николая Евграфова, Николая Лапшина, скульптурах Наталии Данько и Александра Матвеева.
Продолжают этот образный ряд проекты декоративного убранства города к многочисленным пролетарским праздникам, эскизы театральных декораций и оформления витрин магазинов.
Выставка открыта с 21 декабря 2005 г. по 21 февраля 2006 г. в особняке Румянцева (Английская наб., 44)
|