15 декабря 2005 г.
15 декабря в Михайловском дворце открывается выставка произведений выдающегося мастера русской монументальной и мемориальной пластики Ивана Петровича Мартоса (1754-1835), организованная совместно с Музеем М. В. Ломоносова, Горным музеем и Государственным музеем-заповедником «Царское Село» к 250-летию со дня рождения мастера. Экспозиция включает 10 произведений.
Иван Петрович Мартос родился в 1754 году на Украине в местечке Ичня Черниговской губернии. Скульптуре обучался в Императорской Академии художеств у Н.-Ф. Жилле. Окончив Академию с золотой медалью, он продолжил образование в Риме.
По возвращении в Петербург Мартос становится преподавателем скульптурного класса Академии художеств: получает звания академика, профессора, а позже назначается ректором скульптуры. Наиболее ярко дарование Мартоса проявилось в области мемориальной пластики.
Им были созданы многочисленные надгробия Александро-Невской лавры и Донского монастыря: памятники Н. А. Брюс, Е. С. Куракиной, А. Ф. Турчанинову, А. И. Лазареву, Е. И. Гагариной. Выдающееся место среди мемориальных произведений скульптора принадлежит надгробию Е. С. Куракиной, отлив с которого представлен в основной экспозиции ГРМ наряду с другими повторениями надгробных статуй.
Мастерство Мартоса и огромная творческая активность выдвигают его в число крупнейших художников своего времени. Без него не обходится почти ни один значительный государственный заказ.
Так, например, Иван Петрович принимал участие в создании скульптурного убранства Казанского собора: Мартос является автором монументального барельефа «Источение Моисеем воды из камня» (на аттике восточной колоннады собора) и статуи Иоанна Крестителя, установленной в нише портика.
Но наибольшую славу Мартосу принес памятник Минину и Пожарскому, который был установлен в 1818 году на Красной площади города Москвы.
Наряду с преподавательской деятельностью в Академии художеств, в 1820-е годы Мартос исполнил несколько крупных монументальных работ: памятники Ришелье в Одессе (1823-1828), Ломоносову в Архангельске (1826-1829), Александру I в Таганроге (1828-1831). Из документов известно, что Мартос работал также над проектом памятника Дмитрию Донскому, осуществить который скульптору не удалось. Он умер в 1835 году.
Большинство сохранившихся портретных работ прославленного мастера впервые собрано на этой выставке, устроенной в рамках основной экспозиции музея и посвященной 250-летию со дня рождения И. П. Мартоса. Портретная пластика скульптора мало изучена, здесь много утрат и проблем атрибуционного характера.
Некоторые произведения долгое время имели другое авторство, например, бюст Александра I приписывался Б. И. Орловскому, а изваяние Г. А. Потемкина-Таврического — Ф. И. Шубину. Лишь сравнительно недавно была определена их принадлежность к художественному наследию Мартоса. Изображения И. И. Бецкого, П. А. Соймонова, А.-Х.Лерберга и И.И.Дмитриева многие годы пребывали в полном забвении.
На выставке представлены не только экспонаты Русского музея, но и практически неизвестные до сих пор произведения из собраний Государственного музея-заповедника «Царское Село», Горного музея, Российской национальной библиотеки и музея М. В. Ломоносова Российской Академии наук.
Наглядно представляя творческую эволюцию и творческое кредо крупнейшего мастера эпохи классицизма, они интересны и с исторической точки зрения.
Ведь портретируя видных современников, Мартос оставил нам безусловно значимые изображения Н. И. Панина и И.И.Бецкого, Г. А. Потемкина-Таврического и П.А.Соймонова, А.-Х.Лерберга и И.И.Дмитриева.
|