30 декабря 2005 г.
В корпусе Бенуа Государственного Русского музея открыта
выставка «Коллаж в России. ХХ век». Спасибо Русскому музею за возможность ознакомиться с экспонатами коллажного творчества от первых экспериментов кубистов до работ художников сегодняшних дней.
Под выставку выделен весь первый этаж. Есть что посмотреть (около 400 произведений)! Экспозиция приурочена к проведению в Петербурге VII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».
Путешествуя по залам, мы с Вами продвигаемся от плоскости к пространству, работы выставлены без хронологии, и хочется сказать — без идеи. Форма царствует! Первый зал — зал аппликации, то, с чего начинался коллаж.
Здесь встретилась с любимым Анненковым и «Прачкой» Лебедева. Далее — зал декупажа — Розанова, Крученых и ножницы, как художественный инструмент начала 20 века. «Я рисую ножницами».
В следующем зале фотомонтажа открыла для себя Галаджева. Хлёстко и красиво. Интересны коллажи неизвестного автора с фотографиями Маяковского. Завершает «зал-фактура», где вещи из окружающего мира создают образы произведений. Асфальт, металл, авторские бумаги с внедренными материалами. «Стрепня материалом».
Цитирую пресс-релиз: «Выставка не иллюстрирует историю коллажа, она предлагает рассмотреть собственную версию развития одного из ярких направлений искусства ХХ века, поскольку именно с техникой коллажа оказались связаны основные пластические проблемы — фактуры и формы, плоскости и пространства, решение которых обеспечило поистине революционные преобразования в изобразительном искусстве прошлого столетия.
Но самое важное состоит в том, что коллажное мышление, спровоцированное ритмами жизни мегаполисов ХХ века, наиболее адекватно соответствует «разорванному» сознанию современного человека.
Коллаж (collage — склеивание или наклеивание) известен давно, но сначала, как правило, он существовал в виде прикладного технического трюка в рекламе, в открытках, журнальных иллюстрациях, плакатах или в качестве дилетантской игры в домашних альбомах». Конец цитаты.
Меня переполняют двойственные впечатления от выставки. Экспозиция полна новых, неизвестных, красивых, мистических работ.
В то же время, сама концепция выставки обыгрывает только коллаж и прочая как ФОРМУ. Коллаж — игра — клиповость и интересная форма для современного человека без мозгов.
ПОДЧЕРКИВАЯ, что это не искусство, это несерьёзно, а так — все мы погулять вышли, поиграть с ножницами. Причем значимы только ТЕ ПЕРВЫЕ авторы. Может быть. Однако. Мне обидно за коллаж как носитель смысла.
Куратор выставки на пресс-показе часто цитировала Ахматову про «из какого сора» (не продолжая цитату) и говорила о коллаже как игре: коллаж как игра материала с автором; коллаж как игра автора с материалом; коллаж как игра автора со зрителями и ещё много всяких игр. Я согласна про игру!
По-моему, смысл коллажирования не в том, чтобы утилизировать весь «сор» в процессе игры. Как бы высоко это не звучало, я жду «стихов»!
Однако не претендую на философские излияния о глобальной цели искусства и месте коллажа в нём. Говоря о коллаже только как о форме, Русский музей, с высоты своего авторитета, ещё раз напоминает нам о «дилетантской игре в домашних альбомах»
Просто техника — главный герой выставки «Коллаж в России. ХХ век». Техника, из которой вычли все смыслы, тщательно удалив энергию провокации, беспорядка, с которым некогда связано было вторжение посторонних предметов в идеальное пространство чистого искусства.
В любом случае, ценно, что сейчас коллаж привлекает к себе внимание не только в России, но и за рубежом.
В Третьяковской галерее с 16 декабря 2005 по 15 января 2006 проходит
выставка «Ревизия материала», где 14 современных московских художников представляют работы, выполненные в различных техниках, включая коллаж.
В Испании (в
Музее Миро, Барселона) открыта одна из самых крупных за последнее десятилетие выставок, посвященных коллажу.
На выставке представлены работы лучших художников — от Пикассо до Раушенберга, начиная с 1912 года до наших дней.
Создатели выставки потратили немало усилий, чтобы собрать экспозицию, ведь этот жанр изобразительного искусства весьма специфичен.
Коллаж отражает дух времени, его динамику и свежесть, круговорот и стихию. Тотальность разрушения карточного домика XX века и строительство нового «пэчворка» будущности.
Коллаж — коктейль и листопад, долгожданная гроза в начале мая, и смех, и слёзы, и любовь в одном флаконе…
Можно смешать в шейкере готовые шедевры добавить штампы и лозунги современности и получить Нечто, низвергающее столпы авторитетности и «столбы авторитарности», молодое и дышащее, как подгузник.
И если задаться целью призвать к ответу «Автора!!!» — он есть, и его как бы нет… Всё просто. Да, это игра. Только игра со смыслом.
Я влюблена в коллаж как в смешение техник и стилей, как в простую возможность проявления себя.
Измайлова Юлия