c 2 февраля по 28 февраля 2006 г.
2 февраля в Строгановском дворце открывается выставка «Оригинальная графика XIX — начала XX века. Избранные произведения» (собрание Башкирского Государственного Художественного музея имени М. В. Нестерова).
На выставке представлены произведения, подаренные М. В. Нестеровым музею и ставшие частью коллекции, на основе которой создавался музей.
На церемонии торжественного открытия будут присутствовать премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Рафаэль Байдавлетов, председатель Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан Константин Толкачев и другие официальные лица.
На выставке представлены наиболее интересные работы музейной коллекции (125 работ), выполненные в техниках акварели, сангины, пастели, карандаша, угля, туши. Выставка прослеживает основные этапы развития графики в России.
Отличительной чертой ее являются произведения, заслуживающие внимания своей неординарностью либо в творчестве определенных художников, либо в развитии русского графического искусства.
Особый интерес вызывают произведения А. О. Орловского — это крупноформатная акварель «Всадник-башкир» (1823), отличающаяся высочайшим мастерством исполнения и являющаяся редким образцом работы большого размера в акварельной живописи, а также пастель «Портрет пана», которая относится к одним из первых произведений в русском изобразительном искусстве, выполненных в данной технике.
Одну из граней творческого наследия И. К. Айвазовского раскрывает работа «В Крыму» (1861), на которой изображена жанровая сценка из жизни крымских татар — произведение, не характерное для признанного мастера-мариниста, воспевавшего идиллическую красоту морской стихии.
Интересно представлен в коллекции русской графики Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова знаменитый пейзажист И. И. Левитан. Наряду с традиционными для художника акварельными пейзажами представлены и редко встречающиеся в его творческом наследии жанры: натюрморт «Колеус» и портрет «Книготорговца Н. П. Панафидина» (1894).
В работе В. А. Серова «Портрет Е. С. Карзинкиной» (1905-1906), выполненном углем и пастелью на холсте, отразилась одна из специфических особенностей графики — возможность создавать односеансные произведения, отличающиеся естественностью и выразительностью образа.
Особую область графического искусства представляют на выставке карандашные и акварельные эскизы росписей соборов и церквей, выполненные М. В. Нестеровым и В.М. Васнецовым.
Именно они стали в своё время частью коллекции, на основе которой создавался музей. Сам Нестеров получил их в свою очередь в дар от авторов, которые, как писал сам художник, знакомы были ему по выставкам передвижников, «Мира искусства» и т.д. Таким образом, в коллекцию музея попали работы «Сентиментальная прогулка» А. Н. Бенуа (до 1899), эскиз «Пляска» к картине «Хоровод» Н. К. Рериха (1903), «Портрет девочки», С. В. Малютина, «На опушке» Е. Д. Поленовой и другие (всего представлено 8 работ).
Органично вошли в экспозицию выставки произведения художников, работавших в начале XX века в Башкирии: Ю. Ю. Блюменталя, Н. А. Протопопова, Л. Н. Петухова, К. С. Девлеткильдеева (первый национальный художник республики), творчество которых развивалось в традиционных рамках русского графического искусства.
|