c 7 февраля по 3 марта 2006 г.
Выставка "Россия: Сокровенный Другой / Significant Other" (Западные художники о России) откроется 7 февраля в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
Куратор выставки: Ольга Копенкина.
Художники: Нам Джун Пайк и Дмитрий Девяткин (США/Россия), Марк Бозвелл (США), Жаклин Госс (США), Джим Финн (США), Сьюзан Келли (Ирландия), Маттс Лейдерштам (Швеция), Карлос Мотта (Колумбия/США), Рикардо Миранда Зунига (США), neuroTransmitter (США),.
В английском языке выражение
Significant Other принято применять в описаниях отношений между интимными партнерами, которые хотят избежать официальных обозначений ролей по отношению к друг другу.
На протяжении всего прошлого столетия Запад узнавал о России через призму культурных и исторических стереотипов, порожденных войнами, политической параноей и, в конце концов, через физическую дистанцию.
Путешествия культурных деятелей Запада по Советскому Союзу не изменяли общего мнения об СССР — лишь усиливали отчужденность и ощущение враждебности советской действительности к иностранному наблюдателю. «Роccия в близком приближении не оправдывала западной мечты — она очаровывала только на расстоянии» (Михаил Рыклин, «Пространство ликования: тоталитаризм и различие»).
Исследование западных представлений о России, стереотипов России и влияния «русской темы» на мироощущение Запада в целом — цель этой выставки.
Понять, какая правда и какая ложь связывала Россию и Запад в ушедшую эпоху — один из способов примирения прошлого и настоящего России и Запада.
Это попытка приглядеться на расстоянии к образу России, в котором утопии и мифологии играли и играют огромную роль.
Эта выставка — также свидетельство продолжительных попыток Запада установить связь с Россией, которая до недавнего времени была самым враждебным и самым желанным Другим; установить эту связь через анализ собственной политической и культурной истории.
Работы на выставке Россия: Сокровенный Другой / Significant Other рассказывают историю политических и социальных утопий, культурных мифов и традиций, которые в связывали Россию и Запад в разные исторические периоды.
В 1978 году
Нам Джун Пайк и Дмитрий Девяткин в своем совместном фильме Медиа-Шаттл: Нью-Йорк-Москва продемонстрировали альтернативный путь сближения двух идеологических врагов при помощи медийных технологий — видео и телевещания — и обмена свободной от идеологии художественной продукцией, оставаясь при этом на дистанции, установленной Холодной войной.
Работы современных художников
Марка Бозвила, Джима Финна, Карлоса Мотты и Рикардо Миранда Зунига показывают, что, возможно, из всех образов России коммунистическая утопия остается одной из наиболее востребованных на Западе.
В работе
группы neuroTransmitter эта утопия реализуется через обращение к радио как известному средству пропаганды в советские времена и, с другой стороны, протестировать статус радио в условиях «управляемой демократии» современной России.
Видео
Жаклин Госс «Как исправить мир», обращаясь к истории народного просвещения в Советском Узбекистане в 1930-х годах, реанимирует идею воспитания «нового человека» в массах. Тот же воспитательный и коллективистский пафос, только в обращении к современным массам, реализуется в проекте
Сьюзан Келли "Что делать?".
Работа
Маттса Лейдерштама, исследуя судьбы отдельных картин европейских художников из частных российских коллекций и коллекций питербургских музеев, размышляет о месте России в истории европейского искусства в те периоды, когда Россия строила государственность, соединяя национальную идею и проект культурной европеизации.
8 февраля в 16.00 рамках выставки пройдет круглый стол с участием российских и американских художников, культурологов, публицистов.
В экспозиционном пространстве для старших школьников и студентов будет организована
программа «Язык современного искусства», включающая в себя экскурсию по выставке и спектакль Маленького Театрика Фонтанного Дома «Обрывок рукописи Зангези» по сверхповести Велимира Хлебникова «Зангези».
«Спонтанная музыка» (авторские инструменты) Дмитрия Тыквина, в спектакле заняты актеры санкт-петербургских театров.
Принимаются коллективные заявки: 579-72-39.
Организаторы выставки выражают признательность следующим культурным институциям, поддержавшим проект:Trust for Mutual Understanding, New York
British Council,
The Arts Council of Ireland,
IASPIS, Sweden.
ART-GID.ru - интересные выставки Санкт-Петербурга.