c 15 декабря по 12 февраля 2006 г.
Я начинал как коммерческий иллюстратор, а закончить хочу как художник-бизнесмен.
Энди Уорхол.
С середины декабря во Мраморном дворце проходит ретроспектива известнейшего деятеля поп-арта 20-го века
Энди Уорхола.
Выставка посвящена творческой карьере художника, заложившего основы современной рекламы и пропагандировавшего идею искусства как бизнеса.
«Преуспевать в бизнесе - наиболее привлекательный вид искусства», — говорил Уорхол. Свою необычную внешность художник превратил в главное достоинство, тиражируя изображения и всячески иронизируя над собой.
Мы можем наблюдать эту тенденцию в части выставки, где представлен ряд автопортретов художника: Уорхол в красных тонах и с безумной прической на голове, Уорхол в парике и в гриме.
Он специально красил волосы, добиваясь седого цвета, так как считал, что это ничуть не старит его, ведь он молод душой. Кто бы спорил!
Здесь также представлены его знаменитые портреты Элвиса Пресли, Мика Джаггера, Мао, Мерилин Монро. Серии размноженных (благодаря технике шелкографии) изображений Монро, Уорхол наполнил яркими тонами, выделил привлекательные черты лица звезды. Этот пробный кадр из фильма «Ниагара» стал одним из самых популярных портретов художника.
Помимо художественных и графических материалов на выставке есть возможность ознакомиться с уорхоловскими Screen Tests. 5-минутными кинопортретами героев, приходивших к Энди Уорхолу на «Фабрику». Открыв собственную мастерскую и назвав ее «Фабрикой», Уорхол снял около 500 таких мини-фильмов. В камеру смотрели, не отрываясь, такие герои, как Марсель Дюшан, Аллен Гинзбург и другие не менее значимые люди в судьбе автора.
Режиссерские попытки Уорхола на этом не закончились. В 60-х годах он снимает свои картины «Сон» (1963), «Еда» (1964), «Бедная маленькая богатая девочка» (1965). Последние две его работы имеют более сложную основу и фокусируются прежде всего на индивидуальности личности.
В другой части выставки мы имеем удовольствие видеть уорхоловские натюрморты и картины «Суп Кэмпбелл», «Водка Абсолют», «Кока-кола». Эти знаменитые товары всеобщего потребления становятся в представлении Уорхола предметами искусства.
Любимый им суп «Кэмпбелл» он употреблял почти каждый день. Поэтому суповые банки с этикетками являются неотъемлемым элементом в уорхоловской живописи. Такой вот символ американского продукта.
Мастер эпатажа, Уорхол сконцентрировал вокруг себя всю светскую жизнь. Он был постоянным посетителем разнообразных вечеринок, центром внимания, но по сути оставался одиноким.
«Я выгляжу ужасно и не пытаюсь хоть как-то принарядиться, потому что я просто не хочу, чтобы со мной завязывали длительные отношения».
В своих рассуждениях он кажется странным. Но именно это и интересно в нем. Зная о скандальности его личности, можно предположить, какой потенциал заложен в его наиболее полной коллекции, выставленной в Питтсбургском музее Энди Уорхола.
Похоже, его стремление стать бизнес-художником реализовалось в полной мере. Сегодня его картины продаются за дорого, а посмертно изданный «Дневник», в основу которого легли магнитофонные записи его телефонных разговоров за несколько лет, пользуется большой популярностью.
Главное, что идти на выставку неподготовленному и неосведомленному о личности Энди Уорхола человеку, будет явно бесполезно. Станет просто скучно. Изучив некоторые аспекты его биографии, можно приблизиться к пониманию, почему странное и загадочное искусство поп-арта вызывает такой интерес.
Выставка Энди Уорхола пройдет до середины февраля.
Коваленко Ирина