c 2 марта по 10 апреля 2006 г.
Стоит ли спорить о совпадении содержания картин, на которых лето кажется нескончаемым, а цветы и плоды вечными, с названием жанра (nature morte по-французски значит мёртвая природа)?
Во всяком случае, Гегель называл голландскую живопись «воскресеньем мира». Не зря же мы не перестаём восхищаться знаменитыми «старыми голландцами», их способностью видеть и передавать на холсте самые незначительные детали.
Каждый натюрморт содержит множество «оживляющих» подробностей — по кожице плодов ползают улитки, листья растений проедены гусеницами, а на гусениц охотятся птицы.
В эрмитажном собрании, которое всегда посещали ученики Академии Художеств, хранится прекрасная коллекция «голландцев».
Копирование произведений знаменитых мастеров прошлого, в том числе голландских, и теперь остаётся хорошей традицией у выпускников Академии. Копии голландских натюрмортов, созданные петербургскими копиистами высочайшего разряда Я. и Н. ШКАНДРИЙ, представленные на выставке в «АРКЕ», тому свидетельство.
Влюбленность в яркую плоть вещей и здоровый материализм, исповедовали знаменитые русские сезаннисты Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Гончарова, Осмеркин. Они динамически трансформировали живописные массы ради художественной целостности, при этом не разрушая сами вещи.
На выставке посетители увидят натюрморты 60-х гг., написанные Е. П. СКУИНЬ (1908-1986), ученицей Д. Митрохина и А.Осмёркина. Легко и мастерски умела она воссоздать самую плоть вещей, сделать их физически ощутимым, уменьшив дистанцию между изображённым предметом и зрителем.
Яркие и насыщенные натюрморты В. БЕЛОКОПЫТОВА близки по своей энергетике вангоговским. Созданные художником, живущим в совершенно безмолвном мире, его картины поражают с первого взгляда не только своей экспрессией, но мистическим каким-то ощущением тишины.
Любители тонкой работы в духе «обманок» Федора Толстого обнаружат и для себя интересное. Мастера акварели С. РОЖИН и В.ЕСАУЛЕНКО, создавая миниатюрные натюрморты из цветов, ягод, бабочек и птиц, сочетают точность изображения с поэтической любовью к красоте природы.
Гармония натюрморта, конечно, предопределена самим предметом, но каждая картина на выставке — настоящий шедевр, выполненный самыми виртуозными мастерами своего дела. Это обстоятельство и рождает пропитанную особым духом и настроением атмосферу, которая витает на выставке.
|