2 марта 2006 г.
2 марта в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений молодого русского фотографа Анастасии Хорошиловой. Выставка принадлежит к редкому типу выставок-открытий: это тот случай, когда музей находит возможным обращаться к арт-практике совсем молодого художника, оценивая яркое начало творческого пути и предвидя его перспективы.
Несмотря на то, что Анастасия Хорошилова стала членом «Союза Фотохудожников России» еще в 1997 году, сама фотохудожница считает, что ее творческий путь начался в Германии. В 1999 — 2004 годах Хорошилова училась в университете Дуйсберга-Эссена в Германии (Universitat Duisburg-Essen) на факультете дизайна, специализация документальная фотография, теория и история фотографии, защитила диплом с отличием.
Первые, обратившие на себя внимание, серии ее работ, посвящены ученикам Государственной Академии хореографии в Москве и студентам из эссенских общежитий.
Хорошилова создала образ «островитян» — обитателей пространств, изолированных, отъединенных от массово населённых материков.
В этих работах, особенно в балетной серии, она нашла собственную интонацию, которую можно определить как поэтику противостояния пустотности. Хорошилова вышла на действительно уникальный и в психологическом, и в социальном отношениях материал: в каждом из этих маленьких, замученных бесконечным тренингом балетных подростков ощущается недетская воля и выносливость, за каждым — своя собственная, особая история.
В большей степени, чем возрастные, профессиональные и социальные характеристики, героев серии объединяет борьба теплоты (то есть человеческого) с пустотностью. Хорошилова показывает не просто казенные, холодные, полые пространства — это именно пустотности, области эмоционального вакуума, небытия. Они затягивают в воронку, в омут имперсональности (наивные попытки «обустроить быт» выглядят трогательно — нелепо).
Маленькие полудетские тельца будущих балерин стойко противостоят этому эмоционально-температурному омуту: фотограф наделяет их, помимо всего прочего, функцией «генерации тепла». Дети как бы прислушиваются к себе, к предчувствию балета в себе. И в этой отстраненности, самопогруженности если не реализуется в полной мере, то брезжит метафора искусства.
Серия «Бежин луг» создана в 2004 году. В ее названии прослеживается несомненная аллюзия к хрестоматийному рассказу Ивана Тургенева, к сохранившемуся в обрезках, смытому по воле Сталина, фильму Сергея Эйзенштейна и «тургеневскому» произведению «Роман» Владимира Сорокина.
На деле они оттеняют метод фотографа, концептуально повествовательный. Повествование подразумевает вполне определённый — неспешный, обстоятельный — церемониал протекания времени.
Путешествие — по нутряной, глубинной, деревенской России — тоже. Соответственно «настроены» и изобразительные средства: ясная, прозрачная оптика, без соринок и слезинок, ровное освещение, одинаковое расстояние между объективом и персонажем, типологичное построение мизансцен — а точнее, не построение, а уверенность в том, что деревенские жители понимают съёмку как событие и сами замрут в примерно одинаковых позах — и привычных, и чуть демонстративных.
Этот визуальный приём есть аналог не столько культурологическому, сколько обиходному понятию «тон» (найти верный тон, взять правильный тон).
Хорошилова действительно нащупала верный тон общения с деревенскими жителями и деревенской жизнью. Она равно спокойно-доброжелательно фиксирует и достойное, и смешное, благородное и китчевое, заземлённое и просветлённое. В конце концов получился уникальный для современной отечественной фотографии результат: серия фотообразов русских крестьян, которые смотрят в объектив с некоторым доверием.
«У меня не было цели документировать очередную версию „упадка русской деревни“, — говорит сама Хорошилова, — Я лишь хотела сделать знакомыми, различимыми лица людей, которые поколениями живут в особом, подчас трагичном пространстве времени и истории моей страны.
Мне было важно обнаружить искру человеческой надежды, чести и чувства самодостоинства».
В серии «Балтийск» так же есть очень специфичный, остро выцеленный материал и некая внутренняя тема, не всегда впрямую связанная с внешним планом повествования. Фактура Балтийска уникальна сама по себе: с его взаимопроникновением советского типового строительства, типовых военных памятников и объектов наглядной агитации, солидной бюргерской архитектуры девятнадцатого века и остатков старинных прусских фортификаций, но главное — с особым населением, поколениями связанным с жизнью флота.
Немудрено, что, прикоснувшись к такому «горячему материалу», Хорошилова отдала дань фотожурнализму, запечатлевая как материальные следы столкновения милитаристской прусской и послевоенной советской цивилизаций, так и человеческий типаж. Но лучшие работы серии выделяются из жанрового контекста.
Хорошилова снимает молодых моряков-срочников и офицерские семьи в казённых интерьерах «в упор», без постановочных эффектов, но так, что и журнализм, и типажность, и портретность отходят на задний план.
А на первый план выходят сложные, подчас драматичные общественные настроения, связанные со спецификой жизни города-порта. Каждый из моряков являет собой суверенную территорию, никак не совпадающую с территорией анклава.
Известно, что необустроенность быта, отсутствие жилья — беда армии и флота. В ситуации Балтийска это общее чувство бытовой неустроенности многократно усиливается исторически сложившимся с послевоенных времён ощущением неуверенности в своей укорененности «здесь и сейчас».
Связи с местом, с бытовой средой, с окружением крайне зыбки и неустойчивы — это ощущение достигается старым добрым способом: расположением фигур в пространстве.
И вновь Хорошилова обращается к военной теме: только что выполненная серия «9,5 plus» представляется самым серьёзным ( и самым доверительным) сегодняшним нарративом о женщинах в Вооруженных Силах.
Молодая и вполне штатская девушка-фотограф нашла контакт со всеми — от рядовых контрактниц до полковников, со всеми их женскими и служебными проблемами.
Конечно, зритель будет «считывать» эту серию сам и по-своему. Одно несомненно: если
Анастасия Хорошилова убедила таким образом сниматься столько женщин в форме — значит, у неё есть редкий в современной фотографии дар — способность подобрать свой «ключик» к человеку.
См. также - фотовыставка «Балтийское море. Взгляд из Петербурга»