c 24 марта по 25 марта 2006 г.
Существует старинная легенда, про волшебный остров, который каждый день с заходом солнца погружается в морскую пучину, а с рассветом возрождаетсяся вновь, еще прекраснее, чем прежде.
Это легенда про
остров Готланд — древнейший культурный и исторический центр Балтийского моря. Благодаря своей изолированности от материка, с одной стороны, и мощным торговым контактам с другой, Готланд сохранил свою самобытность, но вместе с тем, обогатился культурой других стран, как это бывает с городами и странами, через которые проходят важные торговые пути.
Жители острова говорят на совершенно особом диалекте — готландике, и гордо называют себя — гюте. Он не похож на Швецию, как Венеция не похожа на Италию, Ливерпуль на Соединенное Королевство, а Санкт-Петербург на Россию, но одновременно похож на Испанию, Грецию, Ирландию или Крым. Своеобразная Вселенная в Балтийском море.
Находки археологов свидетельствуют о том, что первые люди жили на Готланде более 8000 лет назад. Здесь можно обнаружить памятники всех эпох: каменного века, эпохи викингов, средневековья. В наше время на острове сохранилось 92 церкви, заложенные еще в эпоху раннего средневековья.
Главный город острова — Визбю, входил в Ганзейский союз и контролировал почти всю торговлю на Балтике. Его важным деловым партнером была Новгородская республика. Русская пушнина, пенька и древесина, попав на Готланд, переправлялась далее в Германию и центральную Европу.
Первые свидетельства присутствия русских купцов на Готланде, упоминаются в новгородских летописях уже в 1130 году. А в Визбю две улицы имеют русские названия: Novgorodgränd и Ryskgränd ( Новгородская улица и Русская улица).
Русские мастера оставили значительный вклад в церковное искусство Готланда. На территории Визбю находятся останки, двух крестово-купольных церквей: «Ryska kyrkan» и St. Lars (Русская церковь и церковь Святого Лаврентия), датируемые 11 веком.
В церквях Гарде (Garda) и Щелюнге (Källunge), в центре острова, сохранились фрагменты фресковой живописи 12 века, принадлежащие кисти русских мастеров. В готландских письменных источниках фигурирует некий художник, чье происхождение стало для исследователей именем собственным — Новгородец.
Интенсивные контакты Древней Руси и Готландии периода XII-XIV веков сменились несколькими столетиями относительного затишья, которое продолжалось до 1808 года, когда военно-морской флот Российской империи без единого выстрела оккупировал Готланд.
Не к чести российского мундира будет сказано, что для осуществления столь беспрепятственного вторжения им пришлось прибегнуть к вероломному обману: русский флот вошел в гавань Визбю под шведскими флагами. Эта была самая мирная оккупация за всю мировую историю. Возглавлял оккупационные войска адмирал Николай Андреевич Бодиско, впоследствии ставший губернатором Хельсинки.
Он пользовался необычайной популярностью у прекрасной половины Визбю. Адмирал в совершенстве владел французским языком и блестяще танцевал, поэтому все свободное время он проводил на балах и приемах.
Когда, спустя три с половиной недели, русские ушли, теснимые наступавшими шведскими войсками, женщины Визбю плакали, ведь шведские офицеры хуже говорили по-французски и совершенно не умели танцевать.
В 1929 году на Готланд вернулась большая часть этнических шведов, переселенных в XVIII веке Екатериной II из Эстонии на Украину. Эстонские шведы имели готландские корни. Потомки шведских переселенцев называют себя Гаммаль Свенскбю, и живут своеобразной колонией в местечке Рома.
Вместе с собой с Украины они вывезли и русские колокола. Кроме этих и других легенд, существуют воспоминания о советских подводных лодках, неоднократно всплывавших вблизи острова, что наше правительство предпочитало не комментировать.
Уникальная красота острова всегда привлекала сюда творческих личностей. Патриарх шведского кинематографа — Ингмар Бергман — выбрал остров своей постоянной резиденцией, он живет на крошечном островке Фаро, который примостился на северной макушке большого острова.
Здесь навещал его другой великий режиссер — Андрей Тарковский. Вдохновившись уникальными ландшафтами, Тарковский в 1983 году снял на Готланде свой последний фильм «Жертвоприношение».
Попав однажды на Готланд, ты навсегда становишься пленником этого места. Так было и со мной. Первый раз я оказалась здесь в июле 2001, тогда же и были сделаны первые фотографии. Седьмая поездка — август 2005, работа для русского издания GEO.
Ксения Никольская
Выставка проходит в рамках Дней Швеции в Санкт-Петербурге в Центральном Выставочном Зале МАНЕЖ (Исаакиевская пл. Д 1), первый этаж.