30 марта 2006 г.
30 марта в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка «Святой Николай Мирликийский». На экспозиции представлено около 150 произведений иконописи, скульптуры и шитья, предметы личного благочестия и храмового убранства, иконописные прориси, созданных в XII-XX вв.
Среди святых христианского мира образ святителя Николая получил в русской средневековой культуре особенно широкое распространение. По преданию, святой Николай жил в городе Миры (или Пинарах), в малоазиатской провинции Ликии. Он был единственным сыном богатых и благочестивых родителей.
Рассказывается, что будущий святой с первых лет жизни поражал окружающих своим поведением: отказывался от материнской груди по средам и пятницам (в постные дни), семилетним отроком сам назвал имя будущего учителя. В 19 лет Николай стал священником.
Приняв сан архиепископа его родного города Миры, Николай в силу своего кроткого нрава и человеколюбия стал помощником, заступником и благодетелем всем горожанам. При жизни Николай Мирликийский прославился защитой бедных, угнетенных и несправедливо осужденных, а после смерти — чудесами — изгнанием бесов, исцелением, воскрешением мертвых, умножением хлеба и вина.
Культ святого утвердился на Руси с принятием христианства в IX веке и очень быстро Никола (Николай Чудотворец, Никола Угодник) превратился в наиболее чтимого русского святого — заступника перед Богом за род человеческий, помощника в бедах, хранителя путешествующих и плавающих по морю, покровителя и защитника домашнего скота.
В любой русской церкви всегда находились образы святого Николая. Иконы Николы неизменно ставили в красном углу русской избы. «Русский Бог» — так именовали св. Николая Чудотворца приезжавшие на Русь иностранные путешественники. Николе посвящены как различные литературные произведения, так и огромное число храмов, фресковых циклов, деревянных скульптур и икон, среди которых немало чудотворных образов.
Одним из наиболее ранних типов изображения святителя в иконописи являлся его поясной образ, нередко окруженный клеймами житийного повествования. Эта иконография была заимствована из Византии, где была особенно популярна в XI-XII столетиях. Представленный в полном святительском облачении в торжественной иератической позе святитель держит в левой руке Евангелие и благословляет правой.
В начале XII века в Новгороде прославился образ святителя — «Никола круглая доска», имевший реплики вплоть до XVIII столетия. Предание связывает его появление с чудесным исцелением новгородского князя Мстислава Владимировича.
По легенде, образ приплыл в Новгород из Киева в 1103 г. и был обнаружен в водах Ильмень озера близ острова Липно. Специально для этого образа в 1113 г. был возведен храм на княжеском Дворище, известный ныне как Николо-Дворищенский собор.
Очень важное место с раннего времени отводилось на Руси полнофигурному образу св. Николая, также связанному своим появлением с Византией, где он был представлен Очень популярен образ, получивший в поздней традиции наименование «Зарайского».
Его отличительной особенностью является поза святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей. В композиции подчеркнута тема литургического служения св. Николая, когда он, изображая Христа, выходит в центр храма для проповеди Слова Божия. О первом подобном иконном образе святителя, принесенном на Русь, повествует сказание.
Оно сообщает, что в 1225 г. икону св. Николая Чудотворца принесли из Корсуни. Некоторое время она пребывала в Новгороде, где творила многочисленные чудеса, а затем была перенесена в Рязанские земли. По названию рязанского города Зарайска образ стали именовать «Зарайским».
Однако, как показали недавние исследования филологов, не город Зарайск дал название иконе, а, напротив, сам древний образ, находившийся в урочище Заразы, дал имя городу, возникшему гораздо позже того момента, когда икона оказалась в Рязанских пределах и начала творить чудеса.
В XVIII веке по указу Петра I резные изображения святых были запрещены и повсеместно изымались из храмов. Этим объясняется сравнительно небольшое количество уцелевших до наших дней памятников деревянной скульптуры. Лучше всего они сохранились на Севере, вдалеке от бдительного ока государя.
Среди них были и образы св. Николы Можайского, перевезенные в XIX веке в Петербург. Как и иконописные изображения, резные образы св. Николая были часто окружены легендами.
Одна из них зафиксирована в тексте Первой Псковской летописи, где рассказывается о принесении в Псков в 1540/1541 г. резных изображений святителя Николая и мученицы Параскевы «в храмцах» старцами «переходцами с иных земель» и об отказе псковского духовенства и народа поклоняться им. Конец сомнениям положило освидетельствование скульптур новгородским архиепископом Макарием, повелевшим воздавать образам должное поклонение.
За трехсотлетнюю историю Петербурга св. Николаю было посвящено около шестидесяти главных алтарей городских соборов, приходских церквей, дворцовых и домовых храмов, а также церквей при государственных, военных, учебных, исправительных, лечебных, благотворительных и прочих учреждениях.
Первая часовня в Морских слободах, освященная во имя Николая Чудотворца, была построена в 1714 году. Затем в 1760 — 1762 годах был освящен грандиозный Николо-Богоявленский собор, построенный Саввой Ивановичем Чевакинским, также посвященный святому.
Главным престолом этого храма является алтарь в честь праздника Богоявления Господня, но среди петербуржцев всегда бытовала привычка именовать собор «Николой Морским», так же как ранее церковь Успения на Мокруше имела «народное» название «Никола Мокрый».
Посвящение храма Адмиралтейского ведомства святителю Николаю глубоко органично для русского православного сознания и прямо соотносится с особенностями почитания святого на протяжении многих предшествующих столетий.
Выставка продолжает традицию экспонирования произведений древнерусского искусства из собрания Русского музея, начатую выставками, посвященными образам Иисуса Христа ( «Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века», 2000 г.) и Богоматери («Пречистому образу Твоему поклоняемся…», 1995 г.)
Корпус Бенуа Государственного Русского музея (наб.канала Грибоедова д.2).
|