c 10 апреля по 10 мая 2006 г.
Выставка «ЛИТЕРАТУРА, ЭНТОМОЛОГИЯ, ШАХМАТЫ», открывающаяся в музее-квартире Набокова в сто седьмой день рождения писателя, объединила четырех петербургских авторов, представителей разных поколений и творческих профессий: фотографа Юрия Молодковца, научного иллюстратора Наталью Флоренскую, живописца Александра Флоренского и дизайнера Митю Харшака.
Специально для этой выставки каждый из художников создал произведения в русле своей профессиональной деятельности. Эти работы посвящены всем направлениям творческой деятельности Владимира Набокова — литературе, шахматам и энтомологии.
Юрий Молодковец ДРУГИЕ БЕРЕГА. ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ В одиннадцатой главе своей автобиографической книги «Другие берега» Набоков вспоминает свое посещение Эрмитажа.
Юрий Молодковец, много лет работающий фотографом в Государственном Эрмитаже, представляет серию фотографий фрагментов картин, предметов прикладного искусства и деталей интерьеров Эрмитажа, переходящую в некое путешествие по Музею, которое развивает две набоковские темы: шахматы и бабочки.
Наталья Флоренская БАБОЧКИ НАБОКОВА Работы научного иллюстратора Натальи Флоренской практически никогда не появляются на художественных выставках, однако хорошо знакомы ученым, студентам и школьникам по многочисленным естественнонаучным изданиям, учебникам, атласам и определителям.
В серии акварелей БАБОЧКИ НАБОКОВА изображены некоторые из чешуекрылых, упоминаемых на страницах таких набоковских произведений, как «Пнин», «Лолита», «Бледный огонь», «Ада», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», а также в многочисленных стихотворениях и письмах писателя.
Это, например, Red Admiral (Адмирал), Camperwell Beauty (Траурница), Swallowtail (Парусник), Gatekeeper (Привратник), Small Copper (Червонец) и Marbled White (Галатея).
Александр Флоренский AUDICION COLOREE Выступающий здесь в качестве живописца Александр Флоренский создал серию небольших холстов на тему феномена, названного Набоковым «цветной слух (audition coloree)» и описанного в «Других берегах».
Каждой букве в сознании писателя соответствует определенный цвет или оттенок, которые он описывает следующим образом — «Переходя к спектру, находим: красную группу с вишнево-кирпичным Б, розово-фланелевым М и розовато-телесным В; желтую группу с оранжевым Ё, охряным Е, палевым Д, светло-палевым И, золотистым У и латуневым Ю …» и так далее.
Любопытно, что столь необыкновенно чувствительный к цвету Набоков был совершенно равнодушен и невосприимчив к живописи в ее чистом виде (те редкие описания произведений изобразительного искусства, что встречаются в его прозе, ограничиваются исключительно остроумным пересказом сюжета).
Именно средствами вышеупомянутой живописи Флоренский попытался проиллюстрировать «азбучную радугу» Набокова, опираясь на изящные, хотя и достаточно расплывчатые авторские описания вроде «каучукового Г», «жестяного Ц», «клистирного Ч» или «пыльно-ольхового Ф».
Митя Харшак МАНУСКРИПТ Митя Харшак исследует одну из ранних рукописей Владимира Набокова в контексте графического дизайна и создает оригинальную шрифтовую гарнитуру на основе набоковской скорописи. Анализ начертания каждой буквы дает большой материал для создания уникального набоковского шрифта.
Работы Харшака последовательно показывают процесс графического исследования рукописи от вычленения отдельных знаков и сквозного наложения их друг на друга с целью определения наиболее характерного контура до корректировки окончательного начертания.
В своих шрифтовых плакатах Харшак с чрезвычайным пиитетом относится к оригиналу Набокова, допуская лишь минимальные изменения почерка писателя.
Автор занимается в большей степени скрупулезным анализом набоковского манускрипта, наблюдениями за характером каждой из литер азбуки, нежели привычным ему графическим дизайном. Аскетичная черно-белая подача плакатов концентрирует внимание на графике шрифта и подчеркивает исследовательский характер проекта.
|