c 5 мая по 21 мая 2006 г.
На выставке будет представлена черно-белая фотография - съемка 1941-1944 годы, авторская печать 1969-70 годы.
Кудояров Борис Павлович (1898 — 1973) — выдающийся мастер фоторепортажа. Один из известнейших советских фотографов. С 1925 года начал работать репортером в журнале «Физкультура и спорт», затем были агентства «Руссфото», «Унионфото» и «Союзфото» — снимает стройки, колхозы, передовиков труда.
В 1933 году он становится репортером газеты «Известия» и «Комсомольская правда». Участник группы «Октябрь» (Объединение новых видов художественного труда «Октябрь», Москва 1928 — 1932гг.), работал вместе с Александром Родченко, Борисом Игнатовичем, Елизаром Лангманом.
Деятельность этой группы имела большое значения для языка фотоискусства, композиционных форм, способов изобразительной трактовки материала действительности. Борис Павлович прекрасно знал способы фотографической трансформации материала, но пользовался ими крайне редко. Прочно вошло в его творчество и сказалось на стиле только то, что он оценил как действенные выразительные средства, помогающие раскрыть материал.
В годы блокады — будучи военным корреспондентом «Комсомольской правды», Кудояров проработал все 900 дней в окруженном городе с ленинградцами, в первом эшелоне вместе с воинами-защитниками.
На основе документов и фоторабот Бориса Кудоярова написаны и иллюстрированы многие книги, посвященные героической борьбе за Ленинград. «Ленинградский цикл» Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа.
В личной фототеке Бориса Павловича фотоэпопея «Ленинград, блокада» имеет разделы, охватывающие все 900 грозных блокадных дней: «Первые дни блокады», «Полуостров Ханко», «Тяжелые дни блокады», «Ижорский и Кировский заводы», «Активная оборона», «Тыл — фронту», «Ладога — Дорога жизни», «Прорыв блокады» и многие другие. В ней около 3000 кадров. Это — поистине фотолетопись, хранящая события тех дней, рассказывающая о них последовательно и детально.
Сам фотокорреспондент считал, что «… Снимать нужно как можно больше. Ведь кроме узловых кадров необходима еще и обстоятельная, подробная хроника событий. Ее обязан вести каждый репортер, ибо он ответствен за то, чтобы событие было сохранено для людей. Когда-нибудь они будут благодарны за такой документально точный рассказ о давно прошедшем…»
В основу выставки Бориса Кудоярова «Лицо Блокады» легла коллекция, приобретенная Центром фотографии в собственные фонды. Съемки проводились в блокадном Ленинграде в период 1941 — 1944 годов. Данный архив — фотографии из «Ленинградской серии», собранные автором для издания альбома его фотографий о Блокаде, которое готовилось в 1970-м году в Петербурге издательством «Аврора» и которое так и не состоялось.
Фотографии Кудоярова — не просто протокол событий. Его работы имеют сложные изобразительные решения, выверенную завершенность композиции, вбирающую всю суть изображаемого события.
«Поэтика документальности» в его произведениях создается благодаря использованию пространственных композиций, включения главных персонажей в активную среду и использования окружения и деталей для наращивания эмоционального заряда. Стилистика этих решений — прямой и естественный отклик фоторепортера на происходящее.
Борис Кудояров создал документальную фотоповесть о беспримерном мужестве ленинградцев и страшных подробностях блокадного быта, когда смерть стала чем-то обыденным. Перед подобными снимками совершенно неуместно размышлять о мастерстве фотографии, на этих снимках самые тяжелые дни Блокады. Эти снимки невозможно смотреть без содрогания.
Эта выставка — дань памяти и уважения ленинградцам, чья жизнь оборвалась или проходила в трудные годы войны. Это была жизнь вопреки смерти. Всмотритесь в эти лица, они сохранили для вас город живым. Город жив своими жителями. Пока горожане живут — жив и город.
Организаторы выставки выражают глубокую благодарность за содействие в работе, книжному графику и дизайнеру Давиду Плаксину и фотографу Александру Китаеву.
|