c 20 мая по 18 июня 2006 г.
Выставка «Неизвестный Смелов» — фотографии Б. Смелова 1960 — 1990-х гг. из цикла Ленинградский фотоандеграунд открывается в Арт-Центре «Пушкинская 10» (Музей нонконформистского искусства (Большой зал), 4-й этаж). Выставка продлится до 18 июня.
На выставке будут представлены 70 малоизвестных фотографий выдающегося ленинградского фотографа Бориса Смелова из собрания магазина «На Литейном».
Б. Смелов родился 13 марта 1951 году в Ленинграде. До 1961 года жил на Васильевском острове и посещал кружок рисования. Учился в математической школе. В 10 лет увлекся фотографией. Первая камера — «Любитель».
Фотографии учился во Дворце пионеров у Д. Ритова. Получал призы на детских конкурсах, но осознанно стал фотографировать в 17 лет.
В 1968 году в фотоклубе Выборгского дворца культуры познакомился с Б. Кудряковым, который ввел его в круг К. Кузьминского. В этот период был увлечен Петербургом Достоевского. По просьбе К. Кузьминского Б. Смелов снимал портреты неофициальных художников и литераторов. В 1970 — 1972 гг. учился в Институте точной механики и оптики, в 1972 -1973 гг. — на факультете журналистики в Ленинградском университете.
В начале 1970-х, помимо городского пейзажа, жанра и портрета Б. Смелов стал снимать натюрморты из предметов старинного петербургского быта, любовь к которому перешла по наследству от бабушки. В это время у него уже было две камеры — «Leiсa» и «Rolleiflex» (6×6).
Вообще, Борис был чрезвычайно требователен ко всем техническим сторонам фотографического процесса — у него были камеры экстра класса, он снимал на самую качественную пленку, которую можно было найти в нашей стране в то время, печатал всегда исключительно на хорошей бумаге. Поскольку своей лаборатории не было, то печатал у друзей — многие годы в фотолаборатории Леонида Богданова при ДК «Пищевиков».
В конце 1974 года участвовал в первой выставке независимой фотографии «Под парашютом» на квартире К. Кузьминского. В экспозиции было представлено 27 фотографий Б. Смелова. В 1976 году в фотоклубе Выборского ДК Б. Смелов в качестве творческого отчета представил выставку из 34 фотографий (портрет, пейзаж, жанр, натюрморт).
Выставка была закрыта на следующее утро, разгорелся скандал. После этого было полностью сменено руководство Выборгского фотоклуба, а Б. Смелов стал если и не диссидентом, то инакомыслящим в фотографии.
В связи с этим скандалом всякое участие в официальных выставках стало невозможным, и поэтому вплоть до перестройки Б. Смелов участвовал только в нелегальных квартирных выставках. В 1977 году он получил Золотую медаль за репортажную серию на 11 Международном салоне фотоискусства в Бухаресте.
Во время перестройки у Б. Смелова началась интенсивная выставочная жизнь как у нас в стране, так и за рубежом (Великобритания, Германия, США, Финляндия, Норвегия и т. д.). В 1991 году он посетил Вашингтон, где участвовал в выставке «Изменяющаяся реальность» (галерея «Corcaran).
Кроме того, появилась возможность получать различные фотоматериалы с Запада. В 1990-е годы Б. Смелов много экспериментировал с инфракрасной пленкой. «Съемка на инфракрасную пленку помогает мне подчеркнуть некий космизм города, его объектов, эпичность, значительность, трагизм» (Б. Смелов)…
Б. Смелов, начав свой путь фотографа с Петербурга Достоевского и Гоголя, воплотил в сои сюжеты метафизическую тревогу.
Затем он увидел и сумел изобразить эсхатологическое предчувствие в парадном, классическом Петербурге, соединив тем самым два противоположных полюса в иконографии Петербурга.
Именно, трансперсональная тревога, воплощенная в устойчивой гармонии классики, и сообщают пейзажам Бориса Смелова изысканную трагедийность и изощренную привлекательность.
Вальран