15 мая 2006 г.
15 мая в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений московской художницы Александры Вертинской. Экспозиция включает 31 работу автора.
Александра Вертинская — внучка легендарного русского актёра и шансонье, автора знаменитых театрализованных песен, дочь актрисы и архитектора. Она связана родством с целой плеядой известных театральных и художественных династий.
Она не только художник, но и публичная персона: ведущая собственной авторской телепрограммы, участник многих телепроектов, персонаж светской хроники. Вертинская окончила в 1992 году МГХИ им. В. И. Сурикова. Именно там ей привили любовь к четкости, точным отображениям, точным пропорциям.
С 1992 по 1994 гг. Александра стажировалась в Национальной Академии художеств в Париже. Но главное влияние на становление её искусства оказал Юрий Купер, российский художник, с 1972 живущий на Западе.
Именно у Купера Вертинская смогла почувствовать «аппетит» к звучаниям поверхности. Серии работ, представленные на выставке, позволяют проследить как постепенно в творчестве Вертинской складывается то, что можно назвать оптикой памяти. Она реализуется прежде всего в многолетней венецианской серии.
Главной для ее творчества становится тема альбомности, семейственности, то есть прохождения изобразительного мотива «сквозь» несколько поколений и биографий. Фотография и художественная шелкография часто служат в качестве отправных или промежуточных этапах в создании ее произведений.
Своеобразие творчества Вертинской заключается в ее манере трансформировать идеи посредством многочисленных современных техник и традиционных приемов живописи и графики в нечто законченное.
Выставка в Русском музее включает сразу несколько циклов, созданных художницей: «Венеция», «Куба», «Летний сад», «Цветы». Цветы в творчестве Вертинской всегда изображены такими, какими они растут в природе. Иногда в них отражается вмешательство человека, тогда они срезаны, поставлены в вазы или разложены на столе.
Цветовая палитра художницы строга и намеренно ограничена несмотря на то, что она изображает полихромную растительность. Для Вертинской цветы всегда полны достоинства, а не просто приятны на вид.
Венеция является для Александры Вертинской объектом пристального внимания уже много лет. Ее первая выставка была посвящена Венеции, и с тех пор она неизменно возвращается к этому притягательному городу. Этот город представляется автору как «архитектурный театр», где фрагменты венецианских зданий становятся действующими лицами.
«Этот город положил начало моей любви к серо-пастельному цвету, который пропитывает здесь все. Увлечение фактурой и цветом — оттуда. Не надо ничего придумывать. Все есть в этом городе, все дано и лежит на ладони», — говорит Александра Вертинская.
Произведения Александры Вертинской находятся в художественных галереях Москвы, Санкт-Петербурга, в Чехии, Голландии, Франции, Швейцарии и Испании.
|