c 15 июня по 15 июля 2006 г.
Фотовыставка выпускников авторской мастерской «Одушевленный портрет» фотографа Александра Китаева входит в программу
недельной школы фотографии Летние международные фотомастерские «ФОТОГРАФИЯ И МОДА» 26 июня — 2 июля 2006, г. Санкт-Петербург
Фотографический портрет вновь становится модным жанром искусства фотографии. Лица окружают нас повсюду — портреты знаменитостей в журналах, герои рекламы и «медийные» образы.
Но самыми дорогими для нас всегда будут лица близких людей, друзей и родных, лица которых в век технологий, в отличие от традиционных художественных техник — живописи и графики — несет на себе фотография.
Но как не всякое изображение является искусством, так и не всякий фотопортрет является Портретом с большой буквы. Снимать «живой» портрет умеют не многие и этому учатся у мастеров.
В апреле к признанному петербургскому мастеру фотопортрета
Александру Китаеву в авторскую мастерскую «Одушевленный портрет» попали десять фотографов, которых нельзя назвать начинающими, у каждого из них уже есть собственный фотографический опыт, углубленное обучение фотографии, участие в выставках.
Но каждый из них знал за чем идет учиться к лучшему фотографу. Интенсивный курс со съемками и философскими беседами перерос во взаимное обучение, обогащение опытом и идеями.
Промежуточным итогом этого общения и развития стали десять портретов Александра Китаева десяти его учеников и еще более пятидесяти «одушевленных» портретов друг друга, друзей и сторонних героев, созданных учениками на волне обучения искусству фотопортрета.
Именно их Школа фотографии «Петербургские фотомастерские» во главе с куратором экспозиции Александром Китаевым и представляет на выставке «Штудии. Одушевленный портрет».
Участники выставки:Кирилл Арсеньев, Николай Буянов, Геннадий Головин, Анастасия Гордеева, Евгений Жульков, Татьяна Король, Александр Китаев, Екатерина Мнацаканян, Александр Румянцев, Владимир Чернецкий, Родион Юрга.
Одушевленный портрет. Программа авторской мастерской получила название «Одушевленный портрет». И это не случайно. На мой взгляд, сегодня это наименее востребованный жанр искусства, пребывающий в настоящий момент в глубоком кризисе.
И в самом деле, не называть же портретом те протокольные снимки, что требуются населению для всевозможных документов — от удостоверения личности до пропуска за границу?
Более или менее можно назвать портретом те изображения, что востребованы некоторыми социальными и асоциальными группами населения, вроде политиков или проституток. Однако портреты, востребованные ими по роду занятий, также ограничены определенным регламентом и не оставляют художнику никакой свободы.
Чуть лучше дело обстоит с портретами т. н. «медийных лиц» и лиц «свободных профессий» — здесь чаще всего приглашаются профессиональные фотографы. Но, несмотря на высокую стоимость услуг в этой сфере, гарантий получения высокохудожественного результата нет никаких. В погоне за клиентом здесь правит бал китч — кривлянье и откровенная пошлость.
Давний прогноз былого наркома просвещения Луначарского, утверждавшего, что в будущем каждый грамотный человек будет владеть фотоаппаратом так же, как авторучкой, осуществился с лихвой. Владеет даже неграмотный. Теперь большинство населения сами себе фотографы и современные домашние собрания снимков «на память» распухают от разноцветных 10 на 15 карточек с на редкость однообразными и без образными изображениями типа «я и памятник» и «салат». (Так в минилабах называют снимки застолий). Институт классической профессиональной фотографии, трудами которого заполнялись семейные альбомы на протяжении первых полутора веков истории фотографии, захирел.
Легкость получения при посредстве современных камер технически грамотного изображения вызывает у большинства людей устойчивую иллюзию, что искусство фотографии может даться без стараний, без обучения. Однако это не так. Говорить на родном языке человек начинает рано и без усилий.
А вот «говорить» письменно надо учиться. Надо не только буквы выучить — этого достаточно только для отправки SMS — но и усвоить, по крайней мере, грамматику и орфографию.
Так и в фотографии. Мало «записать» визуальную информацию — с этим теперь прекрасно справляется сам фотоаппарат — надо еще и овладеть рядом навыков для придания снимку такой формы, чтобы он был воспринят за узким кругом знакомых с персонажем лиц.
Ведь даже цифровая фотография остается светописью. То есть основной рисунок изображения создается именно светом и многовековые законы изобразительного искусства, придающие ему внятный образный строй, никто не отменял.
Вот здесь-то, имея целью как-то поправить положение, и была мной предложена некая методика обучения. Носящая, впрочем, скорее «реальный», чем «классический» характер. Эта «реальность» выразилась, во-первых, в том, что я отказался от обучения классической постановке света принятой в павильонной съемке.
То есть постарался показать как, пользуясь лишь естественным дневным светом, делать портрет, находясь в любом реальном помещении. Во-вторых, ученикам было предложено за время обучения сделать работы такого уровня, чтобы их не стыдно было экспонировать в грядущих конкретных выставках.
Конечно, мы увлеклись и удержаться строго в рамках заданной темы «портрет» ни мне, не ученикам, не удалось. В искусстве нет «больших» и «маленьких». Они учились у меня, я учился у них (и было чему), мы сдружились, академические часы не выдержали объема и азарта…
Теперь мы готовы представить свои экзерсисы на суд публики и вот первый, извлеченный мной из всей этой эпопеи урок: все обучаемы.
Но не забывайте, что в творчестве часто быстрее приходит успех, чем искусство.
Александр Китаев. СПб., июнь 2006.