c 24 августа по 6 октября 2006 г.
Новый проект Андрея Рудьева — это своего рода «живописание по форме», где препарируемой формой («матрешка в матрешке»), становится галерейная репрезентация художника как таковая.
Приглашенный галереей показать персональную выставку, автор нашумевшего проекта «Антарктическая миссия» (превратившего здание Музея Арктики и Антарктики в ледяную глыбу со стаей пингвинов), уже не может позволить себе «понижение градуса» — традиционной выставки: х. м., рисунок, коллаж, объект.
Хотя в его багаже все эти жанры представлены достаточно полноценно, как представлены и все другие необходимые слагаемые «джентльменского набора» современного художника: медийность (анимация и видеоинсталляции), модность (непременные посещения крупных европейских форумов искусства — Венецианских Биеннале и Кассельских Документ), социализация (кураторский опыт русско — немецкого проекта молодых художников).
Явленный зрителю публичный «портрет» художника Рудьева уже прописан во множестве необходимых деталей, и сам художник получает счастливую возможность подвергнуть этот отчужденный образ анализу, с бесстрастностью хирурга разобрав его до Метода и Словаря. Таким образом, зритель прямиком попадает в мастерскую художника, где есть не только составленные по углам произведения, но и разного рода стащенные в «нору» и любовно инсталлированные предметы и предметники, журнальные вырезки, альбомы, фото, засохшие кисти, просроченные счета, «скелеты в шкафу» и другой живописный трэш, так или иначе приоткрывающий способ авторского рассматривания мира.
Жест для художника решительный и чреватый уязвимостью. Впрочем, мастерская современного «модного» художника уже и не может быть скрытой от глаз «башней из слоновой кости» — здесь постоянно гостят модели, ученики, коллекционеры, журналисты, дипконсулы… и без вечеринок точно не обойтись.
Наблюдение за скрытыми Знаками, обнаруженными в массовой культуре — одна из сквозных рудьевских тем, широко представленная в его живописных, коллажных и объектных работах.
Проект «Сбор материала» предполагает символическое проведение второй — «чистовой» возгонки этого продукта до предельного градуса. Инсталляция развернута в двух залах. В первом представлен неумирающий романтический образ «мастерской художника»: составленные у стен холсты, размещенные в центре функциональные объекты (розовый мохнатый светильник, затянутое живописной парчей кресло, телевизор с видеоанимацией, сделанной молодым художником Вероникой Рязанцевой, последние снятые «со льдины» пингвины и полка с коллекцией любимых мелких предметов).
А во втором — комфортный затемненный chill-out со специально подготовленной музыкой и слайд-шоу аналитически разбирающим авторский текст до основы — своеобразной «Азбуки» авторских знаков. Предельная наглядность и легкая повествовательность позволяют зрителю получить информацию из первых рук, не утруждая себя непременным чтением сложных текстов, поясняющих message художника или его леворадикальную (как и предписано) социальную позицию.
Остается добавить, что отсутствие в любимом Отечестве полноценной и разноуровневой галерейной инфраструктуры отнюдь не мешает российским художникам вместе со всем остальным цивилизованным миром «держать руку на пульсе» и рефлексировать кризис галерейной репрезентации. Разве это не приятно?
Дм. Пиликин.