c 22 августа по 22 сентября 2006 г.
Первая Петербургская биеннале современного искусства 2006 пройдет в городе с 22 августа — 22 сентября 2006 года. Биеннале современного искусства 2006 представляет собой серию выставочных проектов, акций и перформансов, отражающих актуальные тенденции развития современного искусства.
Мероприятия пройдут в галереях, музеях, выставочных залах, на улицах города. Кураторские проекты и площадки предоставлены Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Музеем Ф. М. Достоевского, Музеем политической истории России, Европейским Университетом в Санкт-Петербурге, галереями «Альбом», «Ди-Ди», «Мансарда художников» и другими.
Итоговый круглый стол под названием «Экспертиза современного искусства: взгляд куратора, художника, ученого» пройдет 20 сентября в 15.00 по адресу ул. Казанская д. 3, Конференц-зал института Международных связей РГПУ им. А. И. Герцена. В биеннале примут участие художники и творческие группы из России, Грузии, Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Чехии, и США.
Материалы теоретической и экспозиционной программ биеннале войдут в итоговое издание, содержащее анализ результатов форума.
Проекты, представленные в рамках биеннале, демонстрируют последовательное движение искусства от использования холста в качестве медиума в направлении расширения рамок художественной активности. Начиная с живописи, через объекты и инсталляции, современная художественная практика выходит на работу с новыми формами передачи художественной информации.
Большинство кураторских проектов не ограничиваются возможностями одного вида искусства, базируясь на сочетании различных художественных практик. Формы «традиционного» художественного высказывания (живопись, скульптура) активно дополняются экспериментальными (видео-арт, акции, перформансы).
Живопись, графика Ряд проектов, представленных на биеннале, последовательно развивают тему, заявленную организаторами — «искусство на холсте и вне его». Холст является стартовой точкой, началом отсчета художественного эксперимента, выходящего в дальнейшем за его пределы.
Выставки станкового искусства, вошедшие в программу биеннале, показывают развитие классического художественного мышления в эпоху современности. Сохраняя традиционный инструментарий (холст, масло), художники стремятся наполнить живописные и графические работы новым, зачастую провокационным содержанием.
Юрий Потапов: «Аэроптицы» (культурно-социальный центр «Мастер-Класс»). Олег Николаенко: «Лицо в квадрате» (культурно-социальный центр «Мастер-Класс»). Игорь Баскаков: «Новые символы отчизны» (галерея «Мансарда Художников», Большая Пушкарская 7). Тигран Малхасян: «Супинатор» (культурно-социальный центр «Мастер-Класс»). Петр Малков: «Лениниада V» (культурно-социальный центр «Мастер-Класс»). Дамир Муратов, Дмитрий Вирже: «Дуал экшн» (двойной удар) (культурно-социальный центр «Мастер-Класс»). Сергей Баранов: «Не боюсь Мэрилин Монро, или Практические опыты с магнетизмом» (культурно-социальный центр «Мастер-класс»). Александр Климцов: «Vitrum» (галерея «Ди-Ди»). Кирилл Дацук: «Форма жизни» (музей Ф. М. Достоевского). Александр Дорохов, Полина Друскинас: «Дети» (культурно-социальный центр «Мастер-Класс»).
Объекты Искусство объекта, представленное на биеннале работами Игоря Князева, Анны Викторовой, Анны Маркус и Игоря Иванова, является первым этапом выхода художественной активности за пределы холста. Объект — синтетическая форма высказывания, продолжающая традиции авангардного и неоавангардного творчества в рамках современного художественного процесса.
Игорь Князев, Анна Викторова: «Играем с Достоевским» (музей Ф. М. Достоевского). Анна Маркус: «Месяц в деревне. Два свидетельства» (Музей-институт семьи Рерихов в СанктПетербурге). Игорь Иванов: «Палитра из трансформеров и ракет» (галерея «Мансарда Художников» Большой проспект Петроградской стороны 22/24).
Инсталляции Инсталляция — одна из главных форм художественного высказывания в современном искусстве. Новаторская для прошлого столетия, она становится привычной сегодня. Отличительная черта инсталляции — работа с пространственной средой, позволяющей зрителю войти внутрь художественного объекта.
Все представленные на биеннале проекты формируют целостную трехмерную среду, создающую особую атмосферу, настраивающую зрителя на тотальное психо-эмоциональное участие. Андрей Рудьев: «Сбор материалов» (галерея-студия «Альбом»). Роланд Шаламберидзе: «Трансформации эстетики» (Государственный этнографический музей). Евгений Фикс: «Ленин почтой» (Государственный музей политической истории России). Александр Фирсанов: «We? re all living in America» (Государственный музей политической истории России). Олег Тимченко: «Золотая рыбка».
Видеоинсталляции В отличие от объектно-пространственных инсталляций, видеоинсталляции еще не столь привычны для зрителя. В качестве основного инструмента воздействия они используют возможности кино, видео и цифровых носителей информации. Эффект тотального воздействия достигается за счет использования новых медиапосредников. На биеннале представлены несколько масштабных видеоинсталляций, исследующих возможности этого жанра в современном искусстве.
Группа «Синие носы» (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров), Лоран Фалон, Дельфин Райст: «Картонные истории» (галерея «Мансарда художников», Большой проспект Петроградской стороны, д. 22/24). Государственный центр современного искусства (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Калининград): «9 000 км. Трансроссийский художественный проект» (Европейский университет в Санкт-Петербурге). Григорий Кофман (Германия), Алексей Иванов и рок-группа «Оэн Рэдиш» (Россия, Санкт-Петербург): «…И колесо вращается легко», «Речь Главного Обвинителя» (Галерея «Мансарда Художников» Большой проспект Петроградской стороны д. 22/24). Александр Зуев: «Форма жизни» (музей Ф. М. Достоевского).
Видеофильмы и видео-арт Видеопрограмма показывает наиболее смелый разрыв художественного жеста с традиционным его носителем — холстом, в то же время наследуя его традицию. Видео-ролики, не претендующие на «захват пространства», тем не менее, воздействуют на эмоциональную сферу зрителя, работая по принципу «прямого погружения», предполагающего работу с эффектами вчувствования и абстрагирования, что позволяет зрителю «входить» в произведение, оставаясь при этом вне его пространственных рамок.
Короткая программа видео-арта, представленная на биеннале, показывает разные жанровые тенденции популярного сегодня направления творческих происков.
Елена Лапшина: «Транссибирия». Вероника Рязанцева: «Таня» «Упражнения», «Однажды в Мексике», ИХТИК (Евгений Лучистых) «Два Кабана». Маша Шарафутдинова: «Sadly». Василий Артамонов, Алексей Клюйков, Вацлав Магид (Vаclav Magid): «Как мы помогали». Вацлав Магид: «Камера». Даниела Барачкова (Daniela Barackova): «Серп». Эва Иржичкова (Eva Jirickova): «Она нашла в лесу», «Бесплатный пунш» (в сотрудничестве с Катериной Фиегль), «Художник или не художник». Эва Котяткова (Eva Kota? tkova): «Один час без движения» (Арт-клуб «Платформа»). Андрей Чесноков: «Чистый СНЕГ». Дмитрий Булныгин: «dbvideos» (галерея «Мансарда Художников» Большой проспект Петроградской стороны. 22/24).
Перформансы Перформанс наиболее близок театру благодаря наличию сценария и телесного присутствия автора. Перформанс представляет собой закрытую форму, предполагающую возможность целостного охвата зрителем художественного высказывания во времени и пространстве. Перформансы, проходящие в рамках биеннале, развивают традиции неоаванграда 70-х годов и тяготеют к ясной и простой подаче художественного материала.
Сергей Баранов: «Боди-арт» (культурно-социальный центр «Мастер-класс»). Игорь Романов: «Бумажное шоу» (арт-клуб «Платформа»). Татьяна Высоцкая: «Копия сладкой жизни» (галерея «Мансарда Художников» Большой проспект Петроградской стороны 22/24).
Акции
Акции представляют собой наиболее сложную форму синтетического художественного высказывания, работающую со всем спектром выразительных возможностей современного искусства. Акция, в отличие от перформанса, не столь жестко ограничена в пространстве и времени, имеет более открытый, и, как правило, социально заостренный характер. Она представляет собой организованную последовательность действий, направленную на достижение задуманного художником эффекта.
Смысл акции раскрывается в коллективной реакции публики на событие, закрепленное во взаимодействии зрителя с художественными составляющими проекта. На сегодняшний день акция представляет собой наиболее далеко ушедшую от классического высказывания на холсте форму эксперимента. Сохраняя присутствие автора как в перформансе, опираясь на работу со средой как в инсталляции, создавая пространства.
Творческий союз «АПозиция», «Героический проект», Игорь Баскин «Фабрика художников или Новый Пигмалион» (культурно-социальный центр «Мастер-Класс»), Арт-группа «33+1» «Контекстуализм: Проспект Литейный как он есть» (музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, галерея «Сарай»), Илья Гапонов, Кирилл Кошетов, Максим Климович «Культурный бойкот» (сад музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме), Валерий и Наталья Черкашины, Влад Мамышев-Монро «Серебряный кит» (Акватория Невы, Пироговская набережная)
Биеннале современного искусства 2006 проводится при поддержке комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии при организационном участии Международной ассоциации «Русская культура», открытой студии Юрия Потапова и Олега Николаенко, творческого объединения «Мансарда Художников».
Биеннале проводится в поддержку Первого Российского культурологического конгресса, который пройдет в Санкт-Петербурге с 25 по 29 августа 2006 года.
Дополнительная информация (пресс-служба биеннале):
e-mail: spbbiennale@mail.ru
События биеннале:28.08-05.09 -
«9 000 км. Трансроссийский художественный проект» — тотальная инсталляция22.08 -
«Бумажное шоу» — перформанс 22.08-24.09 -
«Картонные истории» — видеоинсталляции 26.08 -
Проект-акция «Копия сладкой жизни» 6.09-13.09
Проект Ленин почтой 6.09-13.09
Проект «We' re all living in America» 22.08-22.09 -
«Чистый СНЕГ» — видео, мультипликация22.08-22.09 -
«Палитра из трансформеров и ракет» — объекты