c 11 сентября по 5 октября 2006 г.
В Кофейном домике Летнего сада Русского музея открывается выставка произведений швейцарского художника русского происхождения Александра Бенуа ди Стетто, организованная в рамках проекта «Возвращение в Россию». Экспозиция включает 23 живописные работы мастера.
Александр Бенуа ди Стетто (1896-1979) принадлежит к знаменитой художественной фамилии, ее швейцарской ветви. Но воспоминаний о ней практически нет, в виду нежелательных браков и семейных разногласий. Отец художника Зигфрид Леви, будучи в молодости в Швейцарии, получил швейцарское гражданство, что и позволило его сыновьям Александру и Евгению впоследствии также стать гражданами этой страны, взяв при этом фамилию матери — Бенуа.
Чтобы отличаться от своего двойного тезки, А. Н. Бенуа Александр сам добавил к фамилии — на итальянский лад — частицу «ди». Так произошло второе рождение художника Александра Бенуа ди Стетто.
Жизнь Александра Бенуа ди Стетто пришлась на период, насыщенный значимыми историческими событиями. Будущий художник учился — в духе семейной традиции — на архитектурном отделении Императорской Академии художеств.
В конце 20-х годов он эмигрировал из России в Женеву. Город покорил мастера своим своеобразием. Он пишет десятки акварелей, делает рисунки углем и итальянским карандашом, занимается масляной живописью. Как архитектор, Бенуа ди Стетто видит особую красоту и пластику в сопоставлении объемов зданий, их массивных оград и небольших крылечек.
Александр Бенуа ди Стетто — талантливый портретист. Целенаправленно художник начал работать в этом жанре в 1920-е годы. Сначала это были заказные портреты адвокатов, аптекарей, лавочников, сыроделов. Герои его картин часто остаются «неизвестными», сам художник называет в своих мемуарах множество имен, но сведения о них настолько отрывчаты, что представить себе полную картину о портретируемых невозможно.
Художник стремился создавать портреты-символы. Важную роль в его произведениях играет костюм. Особую группу в творчестве мастера занимают автопортреты и портреты жены Камы, талантливой скрипачки. Они поженились в Париже в 1924 году и прожили вместе всю жизнь. В трудные военные годы Кама была вынуждена продать свою скрипку Гварнери, и ее музыкальная карьера на этом закончилась. Впоследствии она начала писать картины. Два небольших натюрморта Камы Бенуа ди Стетто, находящиеся в собрании автора говорят о ее незаурядных способностях.
Любимая пора художника — зима, в это время художник пишет особенно много акварелей и живописных полотен, нередко изображая в различных вариантах один и тот же мотив.
В 1950-е годы художник обращается к эксперименту. Он впервые пишет так называемые «структуры». Эти живописные композиции воплощают мечту художника о гармонии ритма и формы. Выставка впервые представит творчество совершенно неизвестного в России художника в период его расцвета.
|