c 23 сентября по 14 октября 2006 г.
Задачей выставки Ballet Royal: арифметика идеального является попытка вернуться с одной стороны к истокам явления «классический балет» — Королевскому балету (Ballet Royal), с другой стороны — выявить вневременную, метафизическую красоту классического балета и балетного тела, которые затемнены и скрыты в конкретике литературных сюжетов, исторических стилей, костюмов и декораций балетного театра.
Выставка демонстрирует то общее, что уже более 350 лет связывает между собой французский балет времен Людовика XIV (Ballet Royal), русский классический балет (в съемке принимали участие артисты балета Мариинского театра), а также такие радикальные формы современного балетного театра, как хореография Уильяма Форсайта.
В марте 2006 года петербургский фотограф Евгений Мохорев провел по заказу Мариинского театра фотосессию, целью которой был поиск графического имиджа балетного фестиваля «Мариинский». Задача фотографа сводилась к фиксации пяти главных балетных позиций, основных пространственных положений тела, а также всех возможные их модификации. Но неожиданно фотосерии Мохорева, которые, по сути, являются «таблицами соответствия», «таблицами стандартов», «таблицами калибровки» обрели самостоятельную эстетическую ценность, превратились в концептуальный жест.
В этих сериях балет, пожалуй, впервые в мировой иконографии представлен в максимально очищенном от времени, географии, обстоятельств, ситуаций, сюжетов, стиля и времени виде. Здесь обнажено не только тело, обнажилась метафизика балета.
Осталась лишь игра мышц в свету и сексуальная определенность — это балет мужчин. Это балет Короля — Ballet Royal, каковым он и был в Версале начала XVIII века, времени выхода в свет знаменитого Учебника танца Пьера Рамо — «Le Maitre a danser». (Rameau P.), который откроет экспозицию.
Гравированные таблицы в учебниках Карозо, Рамо, Фейе, Арбо, Блазиса и фотосерии Евгения Мохорева, которые, в свою очередь, становятся новейшим учебником классического танца, объединяют 350 лет балета: от версальских entre времен Людовика XIV до пируэтов со смещенной осью времен Уильяма Форсайта. Все держится на пяти классических позициях ног.
Содержанию экспозиции
а) Более 100 фотографий петербургского фотографа Евгения Мохорева — уникальная съемка, запечатлевшая фундаментальные позиции и положения классического балета.
б) Видеофильм: Автор видеофильма Сергей Дубровский. Постановкой балетных комбинаций для фильма занимался Алексей Мирошниченко — хореограф и репетитор Мариинского театра. Хронометраж — 45 минут. Уникальность видеофильма в том, что в нем впервые будет показана механика работы балетного тела. В фильм будут включены фрагменты французского фильма Le Roi danse («Король танцует»).
в) Книжные раритеты из Отдела редкой книги петербургской государственной театральной библиотеки — учебники танца XVI — начала XIX веков. Это уникальные французские, итальянские и английские книги, снабженные гравюрами из собрания редких книг. В экспозиции будет показан знаменитый трактат времен Людовика XIV Le Maitre a danser, где впервые в истории балетного искусства зафиксированы все пять основных позиций ног и главные положения рук. По мнению куратора выставки, хранителя итальянской гравюры Государственного Эрмитажа Аркадия Ипполитова, гравюры из этих книг имеют большую художественную ценность.
Выставка разместится в залах Петербургского государственного музея музыкального и театрального искусства на углу площади Островского и улицы Росси за Александринским театром. Это исторические интерьеры Карла Росси, в которых размещалась квартира Директора Императорских театров и его приемная.
Кураторы проекта: Аркадий Ипполитов, Павел Гершензон Художник-фотограф: ЕВГЕНИЙ МОХОРЕВ Видеофильм: Сергей Дубровский Постановка фото и видеосъемки: Алексей Мирошниченко
Проект представлен в программе фестиваля «Современное искусство в традиционном музее».
|