22 марта 2006 г.
«Открой мне дверь, и я войду
И принесу с собою осень
И если ты меня попросишь
Тебе отдам ее я всю…»
Дельфин, «Дверь».
Ранняя осень — очень интересное время года, когда листья деревьев тянутся к теплому солнцу, и оно оставляет свой желтый след на некоторых из них.
Осень несет в себе грусть и тихое счастье. Счастье ожидания новой весны. Осенью можно вместе пить горячий чай с мятой и смотреть, как там за окном идет дождь… Так и создается свой собственный мир.
Но главное — не закрыться в нем, а открыть его другим, дать им частичку тепла, чтобы можно было перезимовать.
Картины Валериуса — открыты миру. Солнечные, нереальные, романтичные — они говорят нам о любви и дружбе — основе жизни.
В морозный мартовский день я побывала у художника Валериуса в мастерской, где и состоялся разговор. Мастерская Валериуса — краски, картины, куклы, большое мягкое кресло для гостей, компьютер.
На стене — несколько грамот и наград: «Усыновитель капибары», Нидерландская почтовая марка, посвященная творчеству Валериуса, … на полке была замечена чашка ЛФЗ, расписанная художником.
Валерий, Ваши картины находятся во многих галереях и частных коллекциях. Есть ли какая-то особая галерея, или коллекция, вспоминая о которой, Вы испытываете чувство радости, что именно Ваша картина именно там?
Мне просто приятно сознавать, что в этом городе есть какое-то количество людей, друзей, которым не безразличен я, мои картины.
Один мой знакомый художник, когда мы с ним разговаривали, сказал: «Я, наверное, зарабатываю мало денег, но я добрый человек, и я пользуюсь популярностью у своих друзей…» (Улыбается).
Я не ответил, наверное, на вопрос. Просто одно я четко понимаю — не понимая всей картинки, не обозревая ее, я могу не уметь говорить правильно, внятно, еще как-то. Я могу быть неумным, могу быть каким угодно, некомфортным,… но если я умею выражать, быть проводником каких-то хороших энергий, и проводить это, доносить это посредством своих работ… один художник сказал «я лужа, в которую улыбнулся Бог».
Не говорить, что я бог от искусства, а просто «лужа, в которую улыбнулся Бог» — это сказал очень известный человек, художник Олег Целков. Мне кажется, что это очень уместно.
Вы дарите свои картины?Да, иногда дарю. Но это должно быть мое желание подарить.
На Новый год, например, в одном из отелей Петербурга, каждый пришедший получил в подарок маленькую картину.
Еще была акция — я привязывал картинки к воздушным шарикам и отпускал их в небо, или просто дарил на улице — «на кого Бог пошлет».
А у Вас дома есть Ваши картины?Да, одна. Это картина, которую я подарил сыну.
Расскажите, пожалуйста, что такое «Выставки для рыб»? В какой-то момент захотелось сделать какой-нибудь новый проект.
Когда-то, много лет назад, был такой проект «Королевство любителей улиток».
Я писал сказки к картинам, для меня это было несложно, потому что практически про каждую картинку я могу рассказать. Получалось, как расширенное название того, что я хотел сказать картиной. Сейчас я понимаю, что сказки я начал писать своему сыну.
Бывали моменты, что люди в европейских галереях настолько трогательно относились к этому — однажды, галерист заклеил название одной из картин, и они долго не могли разобраться, к какой картине, какая сказка. Несколько месяцев они просто их не выставляли.
Потом был проект «Выставки для рыб».
Рыбы — тоже братья наши меньшие, и им никто не рассказывает сказки, не показывает картин, все, что они видят — это фрагменты купающихся людей, мусор, который выбрасывают в Неву,… я стал рисовать такие картинки, ламинировать их, привязывать и опускать в воду.
И это была обратная связь — люди вылавливали картинки, звонили в галерею, спрашивали — что это за бред такой (улыбается). Я делал много подобных выставок, и это было интересно.
На новом сайте www.valeriuszarrapelli.com я увидела картины, отличные от тех ярких, которые привыкла видеть. Что это за техника? Царапки. Это авторская техника, новое направление в моей работе.
На картоне процарапывается контур, и после этого втирается масляная краска.
У техники есть свой автор (улыбается) — Валериус Царрапелли — итальянец в треуголке и со шпорами на сапогах.
Эти картины небольшого формата и очень подходят, чтобы кому-то дарить.
Valerius ARTstudio — какие вещи Вы делаете в рамках своей студии?Это картины, бодиарт, дизайн работы, куклы.
Вот, например, недавно я делал слепки (показывает очень объемный слепок женской фигуры) для презентации фирмы «Зарина».
Я работаю со многими заказчиками. Но если мне что-то не нравится — сама суть работы, какие-то моральные аспекты, я могу отказаться, стараюсь следовать себе.
Основная моя деятельность — картины. Но я никогда не отказываюсь от других видов творчества.
Я очень люблю бодиарт — это «живое взаимодействие», творческий, и всегда разный процесс, сублимация энергии.
…Тоже вот интересно — стечение каких-то обстоятельств. Эта девушка (показывает фотографию), когда в первый раз она ко мне пришла, я просто сделал несколько фотографий, и вот одна из них. Глядя на нее, я написал, может быть, 200 картин.
Она мне что-то подсказывала — свет, непонятно…«когда б вы знали из какого сора», что есть стимул для творчества…
А Вы только работаете в Вашей мастерской или еще и живете?
Здесь я только работаю. Сейчас переезжаю в новую мастерскую на Петроградской.
Этот переезд — одно из чудес, которые случаются у меня в жизни постоянно. Я приехал к знакомым, и из окна их комнаты увидел мансарду противоположного дома. И подумал — как было бы здорово иметь там мастерскую.
Через некоторое время мне позвонили, и предложили под мастерскую эту мансарду. Мне очень нравится работать с пространством и помещениями. Если бы я не был художником, то хотел бы быть риэлтером — это постоянный процесс создания чего-то нового.
У Вас своя мастерская, Вы работаете с хорошими материалами, имеете возможность продавать свои картины тем, кому хотите сами. Всегда ли так было?Нет, не всегда. Так стало около 9 лет назад, когда я стал работать с американцами. Они тогда донесли до меня, что американская галерея несет 5 лет ответственности за проданную картину.
И если галерея продала картину за хорошие деньги, а потом на картине пошла трещина, то галерея несет убытки. Поэтому, ты, работая с нами, работаешь на хороших материалах.
Западные материалы не кислотосодержащие, поэтому картина хранится намного дольше…. Когда мне говорят — «…нет, мы привыкли писать на старых полотенцах, нам так удобнее…», — я им не верю.
Вы хотели бы работать и жить в другой стране?Думаю, что нет.
Хотя, возможно, я бы работал заграницей, при условии проживания пол года в Петербурге.
Логичнее мне было бы жить в Москве — у меня там брат, но, приехав в Петербург, я сразу понял, что буду жить здесь. (Прим. ред.: Валерий родился в Башкирии, и приехал в Петербург сразу после окончания школы — поступать в институт.)
И я очень рад, что даже спустя много лет, этот город радует меня.
Иногда мы идем с сыном по улице, и я ему говорю — «Посмотри, какая красота вокруг!».
Валерий, как Вы относитесь к Андрею Бартеньеву?Он молодец, он звезда.
Мне очень нравится то, что он делает. Он занимается близкими мне вещами.
Творчество — чем оно хорошо?
На самом деле мы все пронзительно одинокие люди.
Говоря с кем-то, мы всегда говорим о себе, это наша иллюзия — что нас могут понимать. И это хорошая иллюзия, с ней не стоит расставаться.
Если твое творчество созвучно, твои вибрации души созвучны еще с чьими-то, — это говорит о том, что кто-то примерно так же думает, примерно так же видит,
примерно так же хочет сказать,
и в этот момент есть ощущение не одиночества.
И этим творчество хорошо, поэтому его надо доносить до других людей.
Если художнику дан талант, его не надо закрывать.
Творчество не должно быть для себя, его должны видеть другие люди.
Мы ведь не знаем для чего оно — всей картинки мы не видим. Только через какое то количество лет, мы можем понимать — вот это было хорошо для нас, а это было плохо… Как в фильме Джармуша — « … жизнь подобна тому, когда ты плывешь на лодке… спиной вперед».
Валериус, Иванов Валерий.Один из первых художников, поселившихся на Пушкинской 10 в 1990 году, автор обложки диска «Оттепель», группы ДДТ.
Член Санкт-Петербургского союза художников России. Директор галереи «BLICK» (Чехия), основатель и арт-директор ValeriusARTstudio.
Работы художника находятся в 12 западных галереях и многих частных коллекциях, в том числе в Королевской коллекции Шри Панч Бирендры Бир Бикрам Шах Дева — короля Непала и Королевской коллекции Беактрис — королевы Нидерландов.
Творчество художника представлено в образовательной программе Pat Masson Fine Art.
С 1996 г творчество Валериуса преподаётся на ежегодном всеамериканском конгрессе преподавателей искусств.
Автор проектов «Королевство любителей улиток», «Выставки для рыб», «cказочных» трамваев и троллейбусов Петербурга.